Гости-сурожане
Автор: В. Б. Перхавко
Еще в прошлом столетии составитель
«Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль застал употребление
в сфере торговли таких ныне мало кому понятных терминов, как «суровской
(сурожской) товар», «суровской (сурожской) ряд». Реже употреблялось слово
«сурога», обозначавшее купца, торговавшего в розницу суровским (шелковым)
товаром.
С XIV в. в русских летописях
Азовское море (иногда вместе с Черным) называется Сурожским. С того же времени
появляются упоминания о пребывании в Москве «гостей-сурожан», выходцев из торгового
центра Судака (старинной Солдайи).
В Крыму в VIII в. возник
византийский город Сугдея, достигший спустя 400 лет экономического расцвета.
Попутное морское течение благоприятствовало кораблям перемещаться из Судакской
гавани к берегам Малой Азии. Город служил перевалочным пунктом в торговле
Востока и Средиземноморья с Русью и привлекал внимание предприимчивых купцов из
разных стран Европы и Азии.
Прибывавший в те времена в
Судакский порт путешественник или торговец попадал в атмосферу оживленного
торгового центра: у причалов с утра до вечера загружались и разгружались суда,
с верфей доносился стук топоров и визг пил, на городском рынке звучала
разноязычная речь. В XII—XIII вв. здесь существовали венецианские и генуэзские
торговые фактории. Город состоял тогда из нескольких крупных кварталов,
включавших лавки, мастерские, двух- и трехэтажные каменные жилые дома, храмы и
общественные здания.
На протяжении XIII в. Сугдею не раз
разоряли чужеземные захватчики, причинявшие колоссальный урон ее торговле. В 1249 г. в городе
насчитывалось около 40 тыс. жителей, среди которых были и греки, и итальянцы, и
армяне, и евреи, и сирийцы, и турки, и персы, и половцы, и аланы, и русские.
Но с XIV в. Судак уже уступал по
торговому значению находившейся неподалеку ведущей генуэзской колонии Кафе
(Феодосии). С 1365 г.
по соглашению с татарскими ханами он перешел в руки генуэзцев, назвавших Сугдею
Солдайей и владевших ею вплоть до захвата города турками в XV веке.
Судак с давних времен был связан с
Русью. В составленной в первой половине XV в. русской редакции «Жития Стефана
Сурожского» помещено предание о нападении на Сурож в IX в. русов под
предводительством новгородского князя Бравлина, принявшего здесь крещение под
впечатлением чудес, исходивших от гробницы этого местного святого.
|