Пятница, 27.08.2021, 05:58
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв.

Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII-XV вв. - 8
Последние, проживая в городе, и там не становились свободными. Они только меняли своих господ, приобретая, вероятно, более сносные условия для собственного существования. «Очищение» холопов и сельчан, т. е. ликвида­ция их обязательств перед жившими в городе их господами, означала не «выяс­нение их обязательств в отношении князей», как считал Л. В. Черепнин, а именно разрыв их юридических отношений в городе и возврат холопов и сельчан на свои прежние места проживания, во всяком случае восстановление старых прав на них обоих московских князей.
При этом «очищение» холопов и сельчан «по отца моего живот», т. е. по год смерти великого князя Ивана Ива­новича, а он скончался в 1359 г., может указывать на существование 30-лет­него срока давности, в течение которого можно было разыскивать укрывшегося в городе человека. По-видимому, после 30 лет проживания в городе такой че­ловек признавался уже горожанином.
Что касается статьи договора 1390 г. о «выимании» мастеров, то она на­ходит аналогию в договоре 1348 г. московского великого князя Симеона Ива­новича со своими братьями Иваном и Андреем. В тексте договорной грамоты указывалось: «А которые люди по нашим волостемъ выиманы нынъ во иныи службы, и ихъ намъ к собъ не приимати. А которыхъ людии отець наш, князь великий, выимал изъ [волостей ?] въ службу, тъ так и знають свою службу, в которую кто уряженъ, а намъ ихъ к собъ не приимати».
Выясняется, что князья практиковали насильственный перевод жителей сельских волостей в раз­личные свои «службы». Несомненно, что такой же перевод имелся в виду и в. договоре 1390 г., только там «службы» были указаны конкретно: горододельцы, строители («огородники») и различные ремесленники («мастера»).
Какой бы необычной не могла показаться такая практика насильственного пе­ревода в город сельских ремесленников, в средневековой действительности она была широко распространена. В первом, очерке говорилось о переселении монголо-татарами русских ремесленников в монгольские города. А в Русском государстве XVI—XVII вв. практиковались не единичные, а массовые выводы ремесленников.
Достаточно указать на перевод в Москву в конце XVI в. твер­ской Хамовной слободы, перевод в 50-е гг. XVII в. жителей белорусских го­родов, из которых в Москве была организована Мещанская слобода, и т. д.
Принимаемые на княжескую «службу» ремесленники оставались лично свобод­ными, но труд их был связан не с рынком, не с производством товарного продукта, а с работой на заказ княжеских дворов, позднее — государства. Связи ремесла с рынком в XIII — XV вв., видимо, носили спорадический харак­тер, а потому не вели еще к превращению городского ремесленника в постоян­ного товаропроизводителя.
Анализ данных о товарах, обращавшихся на рынках русских городов XV в., предпринятый Л. В. Черепниным и С. М. Каштановым, показал, что основными товарами были зерно, соль, рыба, убойный крупный и мелкий скот, птица, овощи, дрова, сено, зола, деготь, т. е. в основном не ре­месленная, а сельскохозяйственная продукция.
Категория: Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв. | Добавил: defaultNick (06.08.2011)
Просмотров: 1880 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021