Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потому что
тою же зимою прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, с женами,
и множество татар. Они остановились на Городище и стали
собирать тамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелише, снова
возмутились. Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и
быть покорным, но меньшие собирались у Св. Софии и кричали: «Умрем честно за
Св. Софию и дома ангельские».
Тогда татары стали бояться за свою жизнь, и Александр
приставил посадничьего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое
положение скоро наскучило татарам, и они объявили решительно: «Давайте нам
число, или мы побежим прочь». Вящие люди стали домогаться уступки. Тогда в
Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на
Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе к Св. Софии и
кричали: «Положим головы у Св. Софии».
Наконец, на другой день Александр выехал из Городища с
татарами. Тогда вящие люди убедили наконец меньших не противиться и не
навлекать на Новгород неминуемой беды. Они, — говорит летописец, —
себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась как на
богатых, так и на бедных! Александр прибыл в город с татарами. Ханские
чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав свое дело, удалились.
Александр посадил на княжение сына своего Дмитрия и уехал во Владимир.
С тех пор Новгород, хотя не видал после у себя
татарских чиновников, но участвовал в платеже дани, доставляемой великими
князьями хану от всей Руси. Эта повинность удерживала Новгород в связи с
прочими русскими землями.
Но не в одном Новгороде — и в покоренных русских
землях прежние свободные привычки не вынесли еще рабства и утеснения.
Монгольскую дань взяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название
бесермен — люди магометанской веры. Способ сбора дани был очень отяготителен. В
случае недоимок, откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности
платить, брали людей в неволю.
Кроме того, они раздражали народ неуважением к
христианской вере. Народ вскоре пришел в ожесточение; в городах: Владимире,
Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других по старому обычаю зазвонили
на вече и по народному решению перебили откупщиков дани. В числе их в Ярославле
был один природный русский по имени Изосим.
Прежде он был монах, пьяный и развратный, съездивши в
Орду, принял там магометанство и, воротившись в отечество, сделался откупщиком
дани, безжалостно утеснял своих соотечественников и нагло ругался над святынею
христианской церкви. Ярославцы убили его и бросили труп па растерзание собакам
и воронам. Зато в Устюге один природный татарин, будучи также сборщиком дани,
спасся от общей беды.
|