Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли:
изгнанник через Псков и Колывань (Ревель) убежал с женою в Швецию. Татары
опустошили Переяславль и рассеялись по земле, истребляя людей и жилища, уводя
пленных и скот, так как по правилу монгольскому, да и вообще как везде делалось
в те времена, за вину князя должна была расплачиваться вся земля. В это время
схвачена была и убита жена князя Ярослава Ярославича. Александр, получив
старейшинство, сел во Владимире, и на первый раз пришлось ему отстраивать
церкви и людские жилища, разоренные полчищем Неврюя.
С этих пор Александр, чувствуя свое старейшинство и
силу, готовый найти поддержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в
особенности видно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр
поставил князем в Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы
невзлюбили Василия и прогнали его, призвавши вместо него брата Александрова
Ярослава, князя тверского, жившего тогда во Пскове.
Явление совершенно обычное, множество раз
повторявшееся; и сам Александр, испытывая то же в былое время, уходил из
Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород по призыву и мирился
с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил Великому Новгороду.
Василий убежал в Торжок, где жители были за него.
Отец тотчас собрал в своей владимирской земле рать и
отправился в Торжок с тем, чтобы по своей воле опять восстановить сына на
княжении. Призванный князь Ярослав убежал из Новгорода. Новгород остался без
князя, и какой-то переветчик Ратишка дал об этом знать великому князю.
Александр с Василием пошел на Новгород.
Между тем внутри Новгорода происходила безладица.
Прорвалась не раз проявлявшаяся в его истории вражда лучших, или вящих людей и
меньших, — иначе бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель
и любимец меньших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и
вольности. Ожидая приближения великого князя, новгородцы вооружились и
выставили полки за церковью Рождества и от Св. Ильи против Городища, ограждая
Торговую (на правом берегу Волхова) сторону, которая была главным образом местопребыванием
меньших людей.
Но некоторые вящие люди замышляли иное: из них
составилась партия под начальством Михалки Степановича, человека коварного и
своекорыстного, смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на
чьей стороне сила. В тревоге собрались новгородцы на вече на обычном месте у
Св. Николая (Дворищенского). «Братья, — говорили они между собою, — а
что если князь скажет: выдайте моих врагов?»
Тогда меньшие по прадедовскому обычаю «целовали
Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду
новгородскую, за свою отчину. Но Михалка, замышлявший убить Ананию и какими бы
то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своими
единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотят напасть
на Новгород и бить меньших.
|