Наконец, пример одних увлекал других; усилившееся в
XIV веке стремление к основанию монастырей сделалось обычаем на долгое время;
оно уже продолжалось и в последующие века, и русская жизнь усвоила себе этот
способ колонизации сплошь до XVII века. Этот способ отразился и в истории
раскола. Монастыри оказывали великое нравственное влияние на народную жизнь; многие
из их основателей приобрели по смерти повсеместное уважение; толпы народа
стекались у их мощей, и это в известной степени способствовало сплочению
нравственных сил народа, что в особенности оказывалось там, где святые
чествовались не местно, не одной какой-нибудь семьей, а всею Русью.
Такое значение прежде всего имела святыня киевская;
после нее второе место занимала святыня московской земли.
Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской
земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель
знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа
значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Кроме того,
личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом
множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а еще больше
возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или
же учениками его учеников.
Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным
образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин
его времени. Все они в главных чертах представляют с ним подобие, при всех
отличиях личных характеров и условий местности и времени. Замечательно, что
этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей,
происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся
проявлений московской власти.
В биографии «братьев Даниловичей» мы говорили о
притеснениях, которые терпел при Иване Калите подчиненный Москве Ростов. Тогда
в числе бежавших от начальства москвичей был боярин Кирилл, человек знатного и
богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных
посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с
супругою своею Мариею и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в
Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой
сыну своему Андрею. В тот век владельцы старались привлечь к себе население из
других волостей и давали пришедшим разные льготы; так поступал и князь Андрей.
Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный
поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества
порывался в монастырь.
|