Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и
внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными
его горячей и крепкой натуре. Родители удерживали его: «Потерпи немного, —
говорили они ему, — мы стары, бедны и немощны, братья твои более заботятся
о своих женах, нежели о нас. Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай, что
хочешь». Вскоре они, чувствуя приближение кончины, постриглись и умерли.
Старший брат Стефан лишился жены и пошел в монастырь.
Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часгь наследства, покинул
отцовский дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья.
Он сначала уговорил идти с собою брата своего Стефана и, вместе с ним, построил
деревянную келью и церковь в лесу, на том месте, где теперь стоит богагый Троицкий
собор Сергиевской Лавры; по просьбе Стефана митрополиг Феогност отправил
священников освятить новую церковь во имя Св. Троицы.
Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело
показалось одинокое житие. Он уехал в Москву в Богоявленский монастырь и скоро
сделался там игуменом, затем духовником великого князя Симеона, тысячского и
разных бояр. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него
пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение,
праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три
года. Событие это совершилось в первых годах княжения Симеона.
Сергий остался один в лесу, пробыл там более года,
подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая
от видений, неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось
известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к
нему монахи один за другим и строили около него келии.
Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и
часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через
несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая
разойтись, если он не согласится. Сергий, после долгих отказов, был рукоположен
в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так
положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря.
Сначала новооснованный монастырь был крайне беден: в
нем было всего двенадцать братий, и, но скудости средств к содержанию, больше
этого числа братий не допускалось; положено было правилом принимать нового
брата только тогда, когда выбудет кто-нибудь из числа двенадцати. Богослужение
нередко отравлялось у них при свете березовой лучины, а иногда литургия не
могла совершаться по недостатку вина.
|