Пятница, 27.08.2021, 06:05
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Русь XV века в летописании

Ч. 8
Он обратил внимание на то, что ни в одной из летописей нет никаких данных о том, что Василия II в его борьбе с со­перниками поддерживало городское население; московские торговые люди даже в великокняжеской летописи упоминаются как участники заговора Шемяки в 1446 году. Еще меньше оснований усматривать в политике соперников Василия — галицких князей — какие-либо проордынские те­нденции.
Юрий Дмитриевич, как отметил Зимин, еще в княжение своего брата воевал «татарьскую землю» «никто же не помнит столь далече»; во время спора 1432 г. он ссылался не на «царево жалование», а на завещание Дмитрия Донского. Наконец, и в 1446 г. обвинения в потворстве «татаром» и в предательстве «христиан» адресовались Василию II.
Отмечая особую роль Галицкого княжества и северных районов Руси, как территории, где существовало свободное крестьянство и развивалась соледобывающая промышленность, Зимин высказал мысль, что именно Юрий Галицкий, а затем Димтрий Шемяка стремились к централизации Руси и были истинными наследниками дела Дмитрия Донского, подня­вшими «знамя борьбы с татарскими насильниками».
Позволяет ли ана­лиз летописных известий поддержать столь кардинальный пересмотр смыс­ла событий? Ясно, что нет оснований видеть в галицких князьях представи­телей «удельно-княжеской оппозиции», но в то же время рассматривать их как носителей национальной идеи и сторонников централизации также нет достаточных оснований.
Идеи централизации Руси мы обнаруживаем не в программах князей-соперников, а прежде всего в Новгородско-Софийском своде первой поло­вины XV века. Зимин, соглашаясь с выводом об едином (а не двухэтапном — на основе Полихрона Фотия) происхождении Новгородско-Софийского свода, пришел к выводу о его новгородском происхождении.
Однако такое мнение противоречит общерусскому характеру свода и заметному в нем сочувствию митрополиту и великому князю в их столкновениях с Новгородом в конце XIV века.
А. Г. Бобров, также согласившийся с тем, что в основе Софийской I, Новгородских IV и Карамзинской летописей лежал один свод, считает его митрополичьим сводом Фотия, датируя 1418 годом. Однако этому, в свою очередь, противоречит содержание свода — обилие новгородских известий и систематическое подчеркивание новгородских вольностей — права новгородцев изгонять князей, нарушавших «наряд» — порядок от­ношений с Новгородом.
Между тем, ни о каких симпатиях Фотия к Новгороду ничего не известно. Но после смерти Фотия в 1431 г. митрополия не прекратила своего существования. В 1434 г. митрополитом «на Рускую землю» был поставлен в Константинополе смоленский епископ Герасим, не поехавший в Москву, по словам псковского летописца, «зане князи руския воюются и секутся о княженьи великом на Руской земли».
Категория: Русь XV века в летописании | Добавил: defaultNick (10.10.2011)
Просмотров: 1492 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021