Пятница, 27.08.2021, 06:05
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Русь XV века в летописании

Ч. 9
Герасим был связан с Новгородом, архиепископ которого признал его главой русской церкви. Вполне вероятно, что и значительная часть мо­сковской митрополичьей канцелярии находилась в то время вне Москвы, где «секлись» князья из-за великокняжеского престола,— в Смоленске (при Герасиме) или в Новгороде.
Наряду с новогородскими известиями Новгородско-Софийский свод включал и ряд смоленских и развивал общерусские идеи свода 1412 года. Он настойчиво призывал «братьев»-князей к объединению; именно здесь появи­лись развернутые рассказы о нашествии Батыя, Куликовской битве, Дмит­рии Донском.
Выдвинутая неизвестным сводчиком смелая программа объ­единения русских земель при сохранении их автономии (в частности, нов­городских вольностей права изгонять неугодных князей) не осуществилась, но Новгородско-Софийский свод оказал огромное влияние на последующее летописание.
Ко времени Василия II относятся и важные перемены в судьбе русской церкви — начало ее автокефалии, независимости от Константинопольской патриархии. Повествуя об этих событиях, историки, как и в других случаях, опираются на великокняжеские летописи, составленные значительно позже описываемых ими событий.
В этих летописях преемником умершего в 1431 г. митрополита Фотия с самого начала изображается рязанский епископ Иона. Герасим, занимавший, согласно современным тем событиям нов­городским и псковским летописям, митрополичью кафедру в 1432—1434 гг., не упоминается совсем; об Исидоре, занимавшем кафедру в 1437—1441 гг., рассказывается лишь, что он с самого приезда в Москву «хоте итти в Рим на осмой собор», а в 1440—1441 гг. по возвращении с него был «обличен», заточен, а затем бежал «ко Тфери, а оттоле к Литве, да и к Риму».
Под 1448 г. та же великокняжеская летопись сообщала о поставлении на митрополию Ионы «епископы русскими» и в связи с этим указывала, что Иона еще прежде «в Царьграде был о исъправлении митрополии», но патриарх тогда поставил митрополитом не его, а Исидора.
Принимая эту версию, историки опирались, кроме великокняжеского летописания, еще и на грамоты Василия II, содержащиеся в Софийской II и Львовской летописях и в рукописных сборниках конца XV и XVI в. и адресованные (в разных вариантах) византийскому императору или пат­риарху, где упоминалась поездка (или поездки) Ионы в Константинополь. Но ни Софийская I летопись, ни новгородское, ни псковское, ни тверское летописание ничего не сообщают об этих поездках, и даже более поздние великокняжеские своды упоминают о его сношениях с Константинополем не под соответствующими датами, а задним числом — под 1448 годом.
Категория: Русь XV века в летописании | Добавил: defaultNick (10.10.2011)
Просмотров: 1532 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021