Герасим был связан с Новгородом,
архиепископ которого признал его главой русской церкви. Вполне вероятно, что и
значительная часть московской митрополичьей канцелярии находилась в то время
вне Москвы, где «секлись» князья из-за великокняжеского престола,— в Смоленске
(при Герасиме) или в Новгороде.
Наряду с новогородскими известиями
Новгородско-Софийский свод включал и ряд смоленских и развивал общерусские идеи
свода 1412 года. Он настойчиво призывал «братьев»-князей к объединению; именно
здесь появились развернутые рассказы о нашествии Батыя, Куликовской битве,
Дмитрии Донском.
Выдвинутая неизвестным сводчиком
смелая программа объединения русских земель при сохранении их автономии (в
частности, новгородских вольностей права изгонять неугодных князей) не
осуществилась, но Новгородско-Софийский свод оказал огромное влияние на
последующее летописание.
Ко времени Василия II относятся и
важные перемены в судьбе русской церкви — начало ее автокефалии, независимости
от Константинопольской патриархии. Повествуя об этих событиях, историки, как и
в других случаях, опираются на великокняжеские летописи, составленные
значительно позже описываемых ими событий.
В этих летописях преемником
умершего в 1431 г.
митрополита Фотия с самого начала изображается рязанский епископ Иона. Герасим,
занимавший, согласно современным тем событиям новгородским и псковским
летописям, митрополичью кафедру в 1432—1434 гг., не упоминается совсем; об
Исидоре, занимавшем кафедру в 1437—1441 гг., рассказывается лишь, что он с
самого приезда в Москву «хоте итти в Рим на осмой собор», а в 1440—1441 гг. по
возвращении с него был «обличен», заточен, а затем бежал «ко Тфери, а оттоле к
Литве, да и к Риму».
Под 1448 г. та же
великокняжеская летопись сообщала о поставлении на митрополию Ионы «епископы
русскими» и в связи с этим указывала, что Иона еще прежде «в Царьграде был о
исъправлении митрополии», но патриарх тогда поставил митрополитом не его, а
Исидора.
Принимая эту версию, историки
опирались, кроме великокняжеского летописания, еще и на грамоты Василия II,
содержащиеся в Софийской II и Львовской летописях и в рукописных сборниках
конца XV и XVI в. и адресованные (в разных вариантах) византийскому императору
или патриарху, где упоминалась поездка (или поездки) Ионы в Константинополь.
Но ни Софийская I летопись, ни новгородское, ни псковское, ни тверское
летописание ничего не сообщают об этих поездках, и даже более поздние
великокняжеские своды упоминают о его сношениях с Константинополем не под
соответствующими датами, а задним числом — под 1448 годом.
|