Но и Софийская первая летопись,
которая является сводом первой половины XV в. и к которой в конечном счете
восходят все прочие летописи в освещении этих событий, ничего не говоря об
участии Фотия в переговорах о заключении брака, тоже констатирует, что «того же
лета (т. е. 6919 г.
— 1411 г.)
князь великий Василей Дмитриевичь далъ дщерь свою, княжну Анну, в Царьградъ за
царевича Ивана Мануиловича».
Это сообщение с незначительными
стилистическими вариациями воспроизводят почти все русские летописи (лишь в
Никаноровской и большинстве списков Вологодско-Пермской летописи статья о
замужестве Анны помещена под 6917 (1409) г., но это, как убедительно показал Я.
С. Лурье, ошибка, явившаяся результатом непонимания составителями редакции
протографа.
Однако существует мнение, что
инициатива исходила с другой стороны. Так, Д. Оболенский считает, что
митрополит Фотий, грек родом и выходец из Пелопоннеса (г.Монемвасии), уже в 1408 г. назначенный главой
русской православной церкви, но еще в 1409 г. находившийся в Константинополе, был уполномочен
византийским правительством вести переговоры о заключении брака между
представителями царствующих домов Византии и Руси.
«Для Василия I,— пишет Д.
Оболенский,— перспектива стать тестем наследника византийского трона должна
была казаться вдвойне заманчивой: положение «василеопатора» могло принести не
только почесги, но и власть в придворной иерархии Византии.
Со своей стороны, имперское правительство
в поисках союзников перед лицом турецкой угрозы (а турки захватили большую
часть территории империи и совсем недавно сняли осаду Константинополя)
рассматривало Русь как источник финансовой помощи и использовало с этой целью
назначаемых Византией примасов московской церкви как своих агентов. Брак между
Иоанном Палеологом и Анной Московской был, таким образом, выгоден обеим сторонам».
Предположение, что именно
византийское правительство выступило инициатором бракосочетания Анны и Иоанна,
находит подтверждение в «Истории» Михаила Дуки. Он пишет: «Император Мануил,
воспользовавшись установившейся безопасностью и не имея на своем пути того, кто
мешал (т. е. турецкого султана Мехмеда, с которым Мануил в 1413 г. заключил мир),
пожелал устроить бракосочетание своему сыну Иоанну и, отправив посольство к
королю России, увез в качестве невесты его дочь.
Обручив ее и переменив имя ее на
Анну, не пожелал тогда же венчать на царство, ибо девушке было только одиннадцать
лет (согласно римско-византийскому праву, брак до двенадцати лет не считался
законным). По прошествии же трех лет,
когда столица была поражена чумой и множество народу умерло, умерла и царица
Анна, оставив по себе великую скорбь среди жителей».
|