Пятница, 27.08.2021, 06:01
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Самодержавие в средневековой Руси

Ч. 3
Мы вполне согласны с выводом А. А. Горского: дружина — это уже отрица­ние родового деления общества, «поскольку набирается и строится не по родо­вому принципу, а по принципу личной верности... дружина находится вне об­щинной структуры общества: она оторвана от нее социально... и территориаль­но (в силу обособленного проживания дружинников)». Конкретные особен­ности взаимосвязи сюзерена и вассала в каждой стране определялись исто­рическими условиями. Неизменным оставалось старое дружинное правило: князь или король — лишь первый среди равных. Таким образом, оторвавшись от общины, дружина воспроизводила общинные порядки в своем внутреннем устройстве.
Вне зависимости от генетических черт русский вассалитет обладал наиболее существенными чертами, характерными для вассалитета вообще: иерархич­ностью (великий князь — князья — бояре — мелкие вассалы) и гарантиями прав и привилегий господствующего класса.
Вместе с тем несомненно постепенное исчезновение последних остатков вас­салитета в России в XV—XVI вв. и господство отношений типа государь — холоп в самой жесткой форме. В отличие от стран западноевропейского регио­на, на Руси произошел переход от вассалитета к подданству — министериали­тету, который не дал возможности классу феодалов сохранить свои полити­ческие права и привилегии, а также гарантии против произвола монарха.
Россия не знала людей, аналогичных западноевропейским легистам. Здесь не разрабатывались общие юридические теории, но это означает не отсутствие соответствующего сознания, а лишь необходимость извлекать данные о нем из косвенных источников.
«Повесть временных лет» в своих часто легендарных рассказах создает некий идеальный образ отношений князя и дружины. Вне зависимости от того, в какой мере образ соотносился с реальностью прошлого, по этому источнику видна ценностная ориентация высших слоев общества XII в. Князь не только «думает» с дружиной, но и готов даже на удовлетворение «престижных» требований подвыпивших дружинников, не желавших пользоваться деревянными ложками.
С другой стороны, дружинник (Блуд), изменивший своему князю, не нарушившему своих обязательств, «горьше суть бесов». Вассалитет нашел свое выражение, в частности, в том, что в русско-византийских договорах X в. бояре и дружинники выступают не столько как представители князей, сколько как полноправные участники соглашений.
Следы (но, впрочем, как мы увидим, только следы) дружинного менталитета сохраняются и в будущем, когда подданство вытесняет вассалитет. Об этом свидетельствует существование в XIV—XV вв. категории княжеских «слуг воль­ных»; традиционный пункт междукняжеских соглашений: «А боярам и слугам межи нас вольным воля».
Категория: Самодержавие в средневековой Руси | Добавил: defaultNick (06.09.2011)
Просмотров: 1550 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021