Мы вполне
согласны с выводом А. А. Горского: дружина — это уже отрицание родового
деления общества, «поскольку набирается и строится не по родовому принципу, а
по принципу личной верности... дружина находится вне общинной структуры
общества: она оторвана от нее социально... и территориально (в силу
обособленного проживания дружинников)». Конкретные особенности взаимосвязи
сюзерена и вассала в каждой стране определялись историческими условиями.
Неизменным оставалось старое дружинное правило: князь или король — лишь первый
среди равных. Таким образом, оторвавшись от общины, дружина воспроизводила
общинные порядки в своем внутреннем устройстве.
Вне
зависимости от генетических черт русский вассалитет обладал наиболее
существенными чертами, характерными для вассалитета вообще: иерархичностью
(великий князь — князья — бояре — мелкие вассалы) и гарантиями прав и
привилегий господствующего класса.
Вместе с
тем несомненно постепенное исчезновение последних остатков вассалитета в
России в XV—XVI вв. и господство отношений типа государь — холоп в самой
жесткой форме. В отличие от стран западноевропейского региона, на Руси
произошел переход от вассалитета к подданству — министериалитету, который не
дал возможности классу феодалов сохранить свои политические права и
привилегии, а также гарантии против произвола монарха.
Россия не
знала людей, аналогичных западноевропейским легистам. Здесь не разрабатывались
общие юридические теории, но это означает не отсутствие соответствующего
сознания, а лишь необходимость извлекать данные о нем из косвенных источников.
«Повесть
временных лет» в своих часто легендарных рассказах создает некий идеальный
образ отношений князя и дружины. Вне зависимости от того, в какой мере образ
соотносился с реальностью прошлого, по этому источнику видна ценностная ориентация
высших слоев общества XII в. Князь не только «думает» с дружиной, но и готов
даже на удовлетворение «престижных» требований подвыпивших дружинников, не
желавших пользоваться деревянными ложками.
С другой
стороны, дружинник (Блуд), изменивший своему князю, не нарушившему своих
обязательств, «горьше суть бесов». Вассалитет нашел свое выражение, в
частности, в том, что в русско-византийских договорах X в. бояре и дружинники
выступают не столько как представители князей, сколько как полноправные
участники соглашений.
Следы
(но, впрочем, как мы увидим, только следы) дружинного менталитета сохраняются и
в будущем, когда подданство вытесняет вассалитет. Об этом свидетельствует
существование в XIV—XV вв. категории княжеских «слуг вольных»; традиционный
пункт междукняжеских соглашений: «А боярам и слугам межи нас вольным воля».
|