Несомненно, братья упрашивали Сергия не покидать
обитель в это страшное время. Иные предлагали — как это делали многие монастыри
— запереть наглухо ворота и непрерывной молитвой просить Господа о милосердии.
И быть может, он напомнил им тогда — с задумчивой и тихой своей улыбкой — слова
Василия Великого: «Что ждете такой смерти, которая приходит сама собою? Она
бесплодна, бесполезна, общее достояние скотов и людей… Поэтому когда несомненно
должно умереть, приобретем себе смертию жизнь» (37, 293).
Путешествие в Нижний Новгород было опасным не только
из-за чумы. Следуя требованию того же Василия Великого — «конь исключается из
употребления святых» (35, 282), — Сергий все свои «походы» совершал
пешком. А между тем по лесам бродили шайки разбойников, грабивших одиноких путников.
Конечно, странник в залатанной рясе, все богатство которого — черемуховый
посох, миска, ложка да десяток сухарей в котомке за плечами, не представлял для
них особого интереса. И все же Сергий не раз невольно ускорял шаг, проходя
узкими и гиблыми местами.
Желая подбодрить себя, он повторял заученный на память
совет Иоанна Лествичника, который так помогал ему в первые годы жизни в лесу.
«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же
ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она
состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою;
пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет
сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (34, 170).
Нижний Новгород встретил Сергия неприветливо. Он
чувствовал на себе косые взгляды местных клириков. Имя митрополита Алексея они
произносили со злобой. Добрым словом поминали лишь своего, недавно умершего
владыку Алексея. На его место митрополит не хотел ставить присланного из
Нижнего Новгорода кандидата. Опыт показывал, что суздальско-нижегородские епископы
деятельно помогают местным князьям в их борьбе с Москвой. В связи с этим
Алексей намеревался вообще ликвидировать здесь кафедру и включить ее приходы в
состав своей митрополичьей епархии, названным центром которой был Владимир, а
подлинным — Москва.
Удрученного царившим повсюду духом вражды Сергия не
радовал даже вид двух новых белокаменных церквей — Спасской и Михаила
Архангела, — выстроенных в городе в 50-е годы XIV века.
Беседа с князем Борисом была трудной.
Разумеется, ее содержание скрыто от нас. И все же,
зная особенности мировоззрения радонежского игумена, попытаемся воссоздать ход
его рассуждений.
Князь посягнул на то, что в Древней Руси именовали
«стариной», «пошлиной», «обычаем». Младший брат силой овладел тем, что по праву
принадлежит старшему. Зло неизбежно порождает новое зло. Бедствия, начавшись с
малого зла, станут расти, как снежный ком.
У каждого из князей есть своя цель, своя личная, малая
правда. Но при этом существует и некое равновесие сил, основанное на признании
того, что каждый имеет свое дарование от Бога (Римлянам, 12, 6). Младший
должен оставаться младшим, даже если по силе своей он может притязать на
большее. Старший должен уважать правду младшего, не притеснять его, а младший —
чтить правду старшего и не искать над ним превосходства. Нарушение этих устоев
грозит неисчислимыми бедами и самому князю, и его подданным…
Однако князь Борис имел что возразить на доводы
Сергия. Не он первым нарушил «старину». Наоборот, он сам стоит за нарушенный
москвичами «обычай». Род Даниила хочет всю Русь прибрать к рукам, всех князей
привести в свою волю. Но не бывать тому. И ежели старший брат, князь Андрей, не
желает заботиться ни о чем, кроме «спасения души», а второй брат, Дмитрий,
словно заяц, бегает от воевод московского князя-отрока, то он, Борис, сумеет
восстановить нарушенный порядок.
Разгорячившись, Борис, наверное, высказал Сергию свои
сокровенные мысли и опасения. Если не соединятся ныне князья и не дадут отпор
московскому «насильству», то завтра же потомки Калиты передавят их всех поодиночке,
уморят в застенках, сгноят в ссылках. И что, кроме «единачества» князей, может
остановить произвол москвичей? Ведь уже и митрополит взял их сторону, и с его
помощью они три года назад, согнав 40-летнего Дмитрия Суздальского, возвели на
великое княжение Владимирское своего 12-летнего княжича Дмитрия. Такого
попрания прав старшинства не знала еще Владимирская земля!
Сергий знал, что услышит от князя Бориса именно эти
доводы. Было время, когда и самому ему они казались неоспоримыми. Но теперь он
смотрел на мир по-иному. Да, московские князья попирают старый «обычай», ломают
его и хотят создать свой, новый порядок. И за это Господь наказывает их. Но нельзя
человекам брать на себя дело того, кто сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Римлянам,
12, 19). На зло нельзя отвечать злом, иначе цепь зла никогда не прервется.
Нет высшей мудрости, чем та, которую дал нам Спаситель в притче о правой и
левой щеке. Смирение спасет мир, а гордость — только погубит. Борис должен
примириться с братом, отдать ему как старшему Нижний Новгород и признать
верховную власть великого князя Московского. Он возмущается московским
произволом? Но многим ли его посягательство на Нижний Новгород отличается от
московского посягательства на Владимир? И тут и там — упование на силу,
нежелание видеть чужую правду.
Только смирившись, Борис сумеет победить москвичей,
ибо победить их можно только добром, как учит апостол, — «побеждай зло
добром» (Римлянам, 12, 21).
Когда Сергий закончил свою речь, воцарилось долгое
молчание. Нелегко было князю отказать тому, за чьей спиной невидимой, но
грозной тенью стоял сам Иисус. Но была и у него на дне души последняя, крайняя
мудрость, та самая, которую некогда повелел отчеканить на своем мече псковский
князь Всеволод-Гавриил. Ее-то и высказал, почти выкрикнул он в лицо Сергию:
«Честь свою никому не отдам!»
|