Однако
такой односторонний подход в ряде случаев мешает выявить близкую к истине
семантику, как это, например, имеет место для названия Москва. Разбирая
гипотезы о происхождении названия Москва, И. М. Снегирев указывал на то, что
нельзя доверять ни одной из предложенных этимологии, не подтвердив их фактами
истории.
Иными
словами, чтобы приблизиться к убедительному объяснению гидронима Москва и его
перехода в название города, недостаточно исходить только из
физико-географических характеристик реки. Необходимо также проанализировать
археологический материал, исторические факты и события, в том числе роль и
место р. Москвы в расселении и хозяйственной деятельности древнего населения
края, и установить между ними причинно-следственные связи, которые способны
влиять на появление гидронима и переход его в название города.
Этническая
история Волго-Окского междуречья и ее центра — Московской земли — показывает,
что р. Москва на протяжении нескольких тысячелетий являлась связующим звеном в
цепи расселений древних культур.
Начиная
с эпохи неолита (VI—III тыс. до н. э.) на территорию Волго-Окского междуречья,
как на «остров» в безбрежном океане лесов севера Восточно-Европейской равнины,
с востока и запада накатывались различные этнические «волны», разрушая старые и
создавая новые материальные культуры. Этому в немалой степени способствовали
крупные реки: Днепр, Ока, Волга и особое географическое положение р. Москвы,
которая через сеть своих притоков соединяла Верхнюю Волгу с бассейном Оки.
Берега р.
Москвы хранят многочисленные археологические памятники каменного и раннего
железного веков: стоянки, погребения, городища; курганные могильники
славян-вятичей и кривичей.
На рубеже
I тыс. н. э. в Волго-Окском междуречье господствовал финно-угорский этнос,
оставивший на Московской земле археологические памятники — городища «дьякова»
типа. К западу от финно-угров обитали племена балтоязычного этноса, который,
как и славянский этнос, восходит к индоевропейской языковой общности.
Известно
и племенное название балтоязычного этноса — «галинды», которое приводят
астроном и историк Птолемей (II в.) и готский историк Иордан (VI в.) 13.
Племена занимали обширную территорию от верховьев Днепра до южного побережья
Балтийского моря, где они известны в XIII в. под местным названием — пруссы,
ливы, ятвяги, латгалы (предки литовцев и латышей). Граница расселения
верхнеднепровской группы балтоязычного этноса на востоке повторяла западную
границу расселения финно-угров и проходила по Вяземской возвышенности,
являющейся водоразделом верховьев Днепра, Волги, Москвы-реки и Угры.
|