Несколько
по-иному складывались условия славянской колонизации западного Подмосковья с
юга. Появление первых поселений вятичей на Верхней Оке датируется рубежом
VIII—IX вв. Следы проникновения вятичей в южную и центральную части западного
Подмосковья начинают прослеживаться по курганным захоронениям лишь со второй
половины XII в.
К середине
XII в. северная граница расселения вятичей мало изменилась и проходила по
среднему течению Оки и ее притоку — р. Угре. Летописи не сообщают точной даты
и не указывают причины позднего расселения вятичей в западном Подмосковье, не
содержат они сведений и о границах территории расселения летописной «голяди» и
ее взаимоотношениях со славянским населением и соседними княжествами.
Кривичских
курганов в бассейне р. Протвы нет, но вместе с тем в XII в. Уставная грамота
смоленского князя Ростислава Мстиславича (1136 г.) фиксирует
даннические центры Смоленского княжества в южных районах западного Подмосковья
— на р.,Шане (Путтино), Протве (Бобровники, Беницы), Истье (Доброчков), Пахре
(Добрятино) и в верховьях р. Москвы (Ветца, Искона) 21. При этом наблюдается определенная
географическая закономерность: центры располагаются по периферии
территориального образования «реликта» балтоязычного этноса середины XII в.
Образование
феодальных центров на востоке Смоленской земли явилось продолжением
естественного процесса колонизации смоленских балтов, предки которых,
поселившись в западном Подмосковье, образовали родоплеменные центры в бассейнах
Протвы и Москвы. Длительные контакты с балтоязычным населением, по-видимому,
позволили княжеской администрации Владимира Мономаха, в состав которой могли
также входить ассимилированные балты, сравнительно мирным путем завершить
колонизационный процесс, так как эти события не попали на страницы летописи.
Таким
образом, вся территория балтоязычной «голяди» по Протве и ее притокам, Пахре
до впадения Десны и верхнему течению р. Москвы к середине XII в. принадлежала
Смоленску, образовав восточный выступ Смоленского княжества. Балтоязычное
население по среднему течению р. Мосвы, в том числе в районе Москвы, очевидно,
в то время уже платило дань ростово-суздальскому князю.
Балтоязычная
«голядь» дважды попадает на страницы летописи в XI — XII вв. и еще раз в XIII
в. как этнос литва. Первый раз «голядь» упоминается под 1058 г. в связи с
карательным походом киевского князя Изяслава Ярославича. Вторично балтоязычная
«голядь» упоминается на Протве в контексте летописных событий 1146—1147 гг., в
период максимального накала междоусобной борьбы Ольговичей и Давыдовичей, в
которой активное участие принимает ростово-суздальский князь.
|