Пятница, 27.08.2021, 06:02
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Утверждение духовных грамот Калиты

Ч. 2
Учитывая  перечисленные факты,  Черепнин считал,  что  Калите удалось утвердить у Узбека второй («средний») проект духовной; вместе с восьмиугольной формы серебряной позолоченной печатью великого князя Ивана к нему была привешена небольшая свинцовая печать-пломба «с изображением, с одной стороны, тамги в форме плетения, с другой— шестиугольной звезды, сложенной из двух треугольников, с четырьмя шариками в центре». Сегодня обе печати — и позоло­ченный аргировул и свинцовая пломба второй духовной Калиты утрачены. Если буллы Ивана Даниловича хорошо известны, то атрибуция печати-пломбы остается загадкой.
Первое суждение об этой печати принадлежит «Колумбу российских древ­ностей». По Карамзину, на одной из сторон ее имеются «буквы татарские». На этом основании был сделан вывод, что «она могла быть чиновника ханского или баскакова». А. В. Орешников полагал, что свинцовая печать привешена к завещанию князя татарским чиновником прямо на Ордынском дворе в московском кремле.
Черепнин считал, что печать золотоордынская (указав ей аналогии в золотоордынских монетах XIX в.) и что привешена она была к документу непосредственно в Орде — в резиденции Узбека Черепнин предположил, что начиная с Калиты московские князья составляли свои духовные в двух противнях-копиях: один оставался в Орде, другой после утверждения ханом хранился в Москве.
По мнению Черепнина, так поступали московские Даниловичи: все их духовные грамоты XIV в., включая и завещание 1389 г. Дмитрия Донского, Черепнин рассматривал как утвержденные в Сарае. Таким образом, на основе частного и не совсем ясного факта было сделано весьма широкое обобщение.
Точка зрения о санкционировании духовных в Орде прочно утвердилась в отече­ственной историографии. Дополнительные аргументы привлек С. М. Каштанов, обратив внимание на особенности формуляра духовных. Выражение «идя в Орду» в обоих завещаниях Ивана Даниловича (после введения) он понял как свидетельство его намерения утвердить духовную в Орде, а в словах завещателя «никим не нужон» усмотрел намек на возможность принуждения князя татарами к составлению духо­вной и поездке с ней в Орду.
«Представляется, — строит дальнейшие предположения Каштанов,— что до Ивана Калиты власть на Московское княжение должна была закрепляться ханским ярлыком. Иван Калита сумел добиться отхода от этой практики и узаконил другой способ передачи власти на Московское княжение — запись княжеского распоряжения в духовной. Может быть, связь нового способа со старым нашла выражение в необходимости утверждения духовной в Орде».
Категория: Утверждение духовных грамот Калиты | Добавил: defaultNick (08.09.2011)
Просмотров: 1801 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021