Пятница, 27.08.2021, 06:02
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Утверждение духовных грамот Калиты

Ч. 4
Хотя историки обращают внимание прежде всего на борьбу Семена Ивановича с другими претен­дентами на великокняжеский владимирский стол, прежде всего полагалось решить вопрос о наследственных правах на Московское княжество. Все эти поездки окажут­ся непонятными, если принять точку зрения о переходе прав на княжение уже по завещанию 1339 года.
Во-вторых, надо обратить внимание и на более поздние факты. Известно, что во время спора в Орде в 1432 г. о великом княжении между Василием II и Юрием Галицко-Звенигородским боярин Иван Дмитриевич Всево­ложский резко противопоставил «царево жалованье» (ярлыки) и «мертвую грамоту» (духовную грамоту Дмитрия Донского).
Показательно, что в сознании людей XV в. даже после слияния Владимирского великого княжения с Московским ярлыки и духовные грамоты совершенно недвусмысленно различались.
Противоречит трактовке Каштанова и конкретная ситуация 1339 года. Предме­том завещания Калиты является, как известно, исключительно Московское княжест­во— «московская отчина и ее семейно-вотчинные распорядки», по определению А. Е. Преснякова. Но спор перед Узбеком шел о великом княжении, и, таким образом, составление духовной и поездка в Орду сопряжены только по времени, и нет оснований толковать сообщение летописи о «пожаловании царем» в 1339 г. Ивана Калиты как аргумент в пользу предположения Черепнина.
В Рогожском летописце, восходящем к более древним летописным сводам, речь идет лишь о великом княжении. Отводится, в связи с этим, и версия о третьем (не утвержден­ном и якобы утерянном) варианте духовной с «куплями», который и не мог быть составлен.
Под «куплями», как показал Кучкин, подразумевались полученные у хана «по мзде» ярлыки на мелкие княжества — Галицкое, Белозерское и Углицкое. Поэтому в принципе ни о каком включении их в завещание говорить невозможно: ярлык не наследовался, а покупался. Ордынский хан мог передать его любому другому русскому князю. Так, уже в 1339 г. (показательно совпадение дат) Белоозеро вернул себе старый вотчич — князь Роман Михайлович.
Не являются достаточными аргументами в пользу гипотезы об утверждении духовных и особенности формуляра. Выражение «идя в Орду» указывает лишь на обстоятельства написания документа, а слова «никим не нужон» — на автономность воли завещателя.
К тому же трудно допустить, чтобы Узбек, верховный сюзерен русских князей («царь», по выражению летописца), принудил Ивана Даниловича составить «душевую» с перечислением и мелкого движимого имущества («чепи, порты, блюда, чаши, золоченая коробочка» и т.д.).
Категория: Утверждение духовных грамот Калиты | Добавил: defaultNick (08.09.2011)
Просмотров: 1686 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021