Пятница, 27.08.2021, 06:02
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Утверждение духовных грамот Калиты

Ч. 9
И Иван Грозный с его дьяками, составляя духовные, использовали документы государственного архива. В описи царского архива 1572 г. отмечены дела, посланные к Ивану IV в 1562—1572 годах. В августе 1566 г. он потребовал к себе ящик с духовными грамотами Калиты, Дмитрия Донского, Василия Темного и др.
В случае если бы духовные Калиты утверждались в Орде, естественны были бы какие-либо пояснения или хотя бы упоминания о столь важных фактах в летописях или более поздних духовных. Однако этого не наблюдается. Нет таких указаний и в описях архива Посольского приказа 1614, 1626 и 1673 годов.
Главный аргумент сторонников версии Черепнина — наличие «татарской» печа­ти. Она привешена лишь ко второй грамоте 1339 г., что, как будто, добавляет силы гипотезе об утверждении завещаний Калиты в Орде, ибо юридически действенной, вступившей в силу грамотой являлась именно «душевная» 1339 г.— ею в XV в. открывался комплекс завещаний в великокняжеском архиве.
Само по себе утвержде­ние документов в Орде должно было бы выразиться в некоторых признаках: либо в соответствующих пометах, либо в виде удостоверяющей печати.
Что касается помет, то грамоты Калиты сохранились в очень ветхом виде, еще в средневековье они были реставрированы — подклеены на бумажную основу. Архивисты XVII в., описывая документ, отметили, что оборотная сторона была пустой: «Назаде рук не знать». Читалась лишь одна запись: «Духовная и списки с духовных и прощная грамота».
Но существовали и другие, более ранние записи XV—XVI вв., заклеенные бумагой. После реставрации, проведенной в последнее время, выяснилось, что заклеенные прежде записи на обороте — все русские и от­ражают порядок хранения документов в архиве. На лицевой же стороне пометы просто негде было бы разместить.
Печати и другие удостоверительные знаки Джучиева улуса изучались М. А. Усмановым. Все они прикладные— квадратные тамги либо печати мин­далевидной формы. «Татарская печать», привешенная к грамоте 1339 г., никак не вписывается в круг подлинных джучидских материалов XIV—XVI веков. В Орде вообще не бытовала вислая свинцовая булла (моливдовул), печать же не может приписываться ни Узбеку, ни какому-либо иному хану.
Отрицание утверждения духовной в Сарае не снимает проблему принадлеж­ности печати. Может быть, надо принять предположение Карамзина и Орешникова о заверении духовной на Ордынском дворе в московском Кремле? Новогородская первая летопись младшего извода сообщает даже имя второго возможного облада­теля печати.
В родословии русских князей, предшествующем тексту летописи, сообщается о том, что в княжение Калиты «правил Албуга», которого Насонов считал особым чиновником, приставленным для надзора за великим князем. Но и это предположение отпадает.
Категория: Утверждение духовных грамот Калиты | Добавил: defaultNick (08.09.2011)
Просмотров: 1545 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021-2024