Расширение власти великого князя. Такое же колебание заметно и в определении объема и
формы верховной власти. Усиленная работа политической мысли повела не к одному
лишь накоплению новых украшений вокруг великого князя и его титула; от этой
работы оставались и некоторые практические осадки. Новое значение верховной
власти, постепенно уясняясь, отражалось не только на придворном церемониале, но
и на государственном праве.
Иван III в своем завещании довел это усиление до
небывалых размеров. Старшему своему сыну и наследнику великого княжения он
одному завещал более 60 городов с уездами или целых земель с городами и
пригородами, а четырем удельным его братьям, всем вместе, было дано не более 30
городов, притом большею частью малозначительных.
Теперь великий князь Московский стал гораздо богаче и
сильнее всех удельных своих родичей, вместе взятых. Это было практическое
средство, к которому прибегали и предшественники Ивана III для обеспечения
политического преобладания старшего наследника. Иван III и здесь сделал важное
нововведение, в котором сказалось действие государственных идей, усиленно проникавших
в сознание московского государя.
Усиливая материальное преобладание старшего сына,
великого князя, он в своей духовной дал ему и существенные политические
преимущества над младшими удельными братьями. В этом отношении духовная Ивана
есть первый акт своего рода в истории нашего государственного права: в нем
видим попытку определить состав верховной власти.
Перечислю эти политические преимущества, данные
великому князю над удельными.
1) До сих пор все князья-сонаследники, совместно
по долям или участкам, владели городом Москвой, собирали с нее дань и пошлины,
прямые и косвенные налоги; в духовной Ивана III важнейшие статьи финансового
управления столицей, торговые пошлины и сборы с торговых помещений
предоставлены одному великому князю, который только выдавал из них по 100
рублей (не менее 10 тысяч рублей на наши деньги) в год каждому из удельных
своих братьев.
2) До сих пор удельные князья творили суд и
расправу по всем делам каждый в своем участке столицы и в принадлежавших ему
подмосковных селах; по духовной Ивана III, суд по важнейшим уголовным делам во
всей Москве и в подмосковных станах, доставшихся в удел братьям, принадлежал
исключительно великому князю.
3) До сих пор каждый владетельный князь, великий,
как и удельные, бил или мог бить свою монету, и в наших нумизматических
кабинетах вы найдете много экземпляров удельной монеты XIV и XV вв.; по
духовной Ивана III, право чеканить монету предоставлено было одному великому
князю Московскому.
4) До сих пор, согласно с удельным порядком
владения, удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по
личному усмотрению. Димитрий Донской впервые ввел некоторое ограничение в это
право, постановив в своей духовной, что удельный князь, умирая бессыновным, не
мог никому завещать свой удел, который по смерти бессыновного владельца делился
между оставшимися братьями по усмотрению матери. В духовной Ивана III это
ограничение направлено исключительно в пользу великого князя: выморочный удел
весь, без раздела, переходил к последнему. Часть удела, выделенная
княгине-вдове «на прожиток», оставалась в ее пользовании только до ее смерти,
«до живота», а потом также отходила к великому князю.
|