Автор: Николай Костомаров
Московский
государь великий князь Василий Иванович
Историки называют царствование Василия продолжением
Иванова. В самом деле, мало в истории примеров, когда бы царствование государя
могло назваться продолжением предшествовавшего в такой степени, как это.
Василий Иванович шел во всем по пути, указанном его родителем, доканчивал то,
на чем остановился предшественник, и продолжал то, что было начато последним. Самовластие
шагнуло далее при Василии.
Если при Иване именовались все «государевыми
холопами», и приближенные раболепно сдерживали дыхание в его присутствии, то
современники Василия, сравнивая сына с отцом, находили, что отец все-таки
советовался с боярами и позволял иногда высказывать мнение, несогласное с его
собственным, а сын (как выражался Берсень, один из его любимцев,
подвергнувшийся опале), не любил против себя «встречи», был жесток и не
милостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе
только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое
время мог обратить в прежнее ничтожество.
«Государь, — говорил Берсень, — запершись
сам — третей, у постели все дела делает». Посещавший Москву императорский посол
Герберштейн, оставивший нам подробное и правдивое описание тогдашних русских
нравов и внутреннего быта, также подметил эту черту в Василии. Он не терпел ни
малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он
скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли
государя «ключником и постельничьим Божиим»; все, что ни делал государь, по их
понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то
прибавлялось в виде пословицы: «об этом ведает Бог да государь».
Никто не смел осуждать поступков государя; если что
явно было дурное за ним — подданные обязаны были лгать, говорить не то, что
было, и хвалить то, что в душе порицали. Так, когда Василий, сам лично вовсе
неспособный к войне, возвращался из похода с большой потерей, все должны были
прославлять его победоносные подвиги и говорить, что он не потерял ни одного
человека.
Жизнь и имущество всех подданных находились в
безотчетном распоряжении государя. Василий не стеснялся присваивать себе все,
что ему нравилось, и вообще в бесцеремонности способов приобретения не только
не уступал своему родителю, но даже в ином и превосходил его. Так, например, по
возвращении русских послов от императора Карла V, он отобрал у них себе все
подарки, которые собственно им дали император и его брат. Своим служилым людям
он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья.
|