Витовту недоставало только полной независимости и
королевского венца; он усиленно добивался его и склонил уже на свою сторону
императора Сигизмунда, но польские прелаты и вельможи не допустили до такой
опасной новизны, представив папе, что отделение Литвы и Руси от Польши может
поставить преграду распространению римского католичества между православными.
Папа отказал дать корону Витовту. Витовт умер в 1430 году, не достигнув своих целей,
а после его смерти в Литве начались междоусобия. Долгое время и в Москве
происходили беспорядки.
Преемник Василия Димитриевича, Василий Васильевич, был
человеком ограниченных дарований, слабого ума и слабой воли, но вместе с тем
способный на всякие злодеяния и вероломства; члены московского княжеского дома
находились в полном повиновении у Василия Димитриевича, а после его смерти
подняли голову. Дядя Василия Васильевича, Юрий, добивался в Орде великого
княжения.
Хитрый и ловкий боярин Иван Димитриевич Всеволожский в
1432 году сумел устранить Юрия и доставить великое княжение Василию Васильевичу.
Когда Юрий ссылался на свое родовое старейшинство, как дядя, и когда, по этому
поводу, он указывал на прежние примеры предпочтения дядей племянникам, как
старших летами и степенью родства, Всеволожский указал хану, что Василий уже
получил княжение по воле хана, и эта воля должна быть выше всяких законов и
обычаев: ничем не стесняясь, хан может кому угодно отдать свой улус.
Это признание безусловной воли хана понравилось
последнему; Василий Васильевич оставлен великим князем. Через некоторое время
тот же боярин, рассердившись на Василия за то, что он, обещав жениться на его
дочери, женился на внучке Владимира Андреевича серпуховского, Марии Ярославне —
сам побудил Юрия отнять у племянника княжение. Тогда возобновились на Руси междоусобия,
ознаменованные на этот раз гнусными злодеяниями. Юрий, захватив Москву, снова
был изгнан из нее и скоро умер.
Сын Юрия Василий Косой заключил с Василием мир, а
потом, вероломно нарушив договор, напал на Василия, но был побежден, взят в
плен и ослеплен (1435). Через несколько лет в Золотой Орде случилось такое
событие: хан Улу-Махмет лишился престола и искал помощи великого князя
московского. Великий князь не только не подал ему помощи, но еще прогнал его из
пределов московской земли; тогда Улу-Махмет со своими приверженцами основался
на берегах Волги в Казани и положил начало татарскому казанскому царству, которое
в продолжение целого столетия причиняло Руси опустошения.
Улу-Махмет, уже в качестве казанского царя, мстил
московскому государю за прошлое, победил его в битве, взял в плен. Василий
Васильевич освободился от плена не иначе, как заплатив огромный выкуп.
Вернувшись на родину, он поневоле должен был облагать народ большими податями
и, кроме того, начал принимать в свое княжество татар и раздавать им поместья.
Это возбудило против него ропот, которым
воспользовался брат Косого, галицкий князь Димитрий Шемяка; соединившись с
тверским и можайским князьями, он в 1446 году приказал вероломно схватить
Василия в Троицком монастыре и ослепить. Шемяка овладел великим княжением и
держал слепого Василия в заточении, но, видя в народе волнение, уступил просьбе
рязанского епископа Ионы и отпустил пленного Василия, взяв с него клятву не
искать великого княжения. Василий не сдержал клятвы: в 1447 году приверженцы
слепого князя опять возвели его на княжение.
Примечательно, что характер княжения Василия
Васильевича с этих пор совершенно изменяется. Пользуясь зрением, Василий был
самым ничтожным государем, но с тех пор, как он потерял глаза, все остальное
его правление отличается твердостью, умом и решительностью. Очевидно, что
именем слепого князя управляли умные и деятельные люди. Таковы были бояре:
князья Патрикеевы, Ряполовские, Кошкины, Плещеевы, Морозовы, славные воеводы:
Стрига-Оболенский и Феодор Басенок, но более всех митрополит Иона.
Духовные власти всегда благоприятствовали стремлению к
единодержавию. Во-первых, оно сходилось с их церковными понятиями: церковь
русская, несмотря на политическое раздробление русской земли, была всегда
единая и неделимая и постоянно оставалась образцом для политического единства.
Во-вторых, духовные, как люди, составлявшие единственную умственную силу
страны, лучше других понимали, что раздробление ведет к беспрестанным
междоусобиям и ослабляет силы страны, необходимые для защиты против внешних
врагов: только при сосредоточении верховной власти в одних руках представлялась
им возможность безопасности для страны и ее жителей.
|