Вероятно, осенью 1432 или в начале 1433 г.
Василий II вместе с Иваном и Михаилом Андреевичами и Василием Ярославичем
заключили союзническое докончание с рязанским великим князем Иваном Федоровичем. Договор с Рязанью, возможно, предусматривал взаимную поддержку
в борьбе с Кичи-Ахметом, врагом покровителя Василия II Улу-Мухаммеда.
Старалось правительство Василия II добиться поддержки
и влиятельных сил внутри великого княжества. Так, 26 сентября 1432 г.
Василий II выдал жалованную грамоту Троицкому монастырю на суд великокняжеского
пристава в селах Присеки и Вилгощь в Бежецком Верхе, находившемся в «сместном»
владении великого князя и Новгорода.
8 февраля 1433 г. состоялась свадьба Василия II с
Марией Ярославной. В Москву на торжества по этому случаю прибыли и два старших
сына князя Юрия Дмитриевича — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Сам князь Юрий и
его младший сын, Дмитрий Красный, отсутствовали. Во время празднества разыгрался
скандал, который стал прелюдией к новой вспышке открытого столкновения между
галицкими князьями и Василием Васильевичем.
По одним летописным рассказам, Захарий Иванович
Кошкин, а по другим — Петр Константинович Добрынский узнал на князе Василии Косом золотой пояс («на чепех с
камением»), принадлежащий великокняжеской семье. Его якобы получил в приданое
Дмитрий Донской от великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича.
Этот-де пояс подменил на свадьбе Дмитрия Ивановича тысяцкий Василий (из рода
Протасьевичей): он взял себе предназначенный великому князю Дмитрию пояс, а ему
дал меньший. Тысяцкий Василий передал пояс своему сыну Микуле, которого женили
на другой дочери князя Дмитрия Константиновича. В свою очередь Микула якобы дал
злополучный пояс в приданое И. Д. Всеволожскому, когда выдавал за него свою
дочь; на самом же деле Микула погиб в 1380 г., когда Всеволожскому было
вряд ли более 10 лет. По смерти князя Андрея Владимировича
Радонежского и возвращении из Орды в 1432 г. Всеволожский обручил свою
внучку (дочь князя Андрея) с Василием Косым и дал ему пресловутый пояс.
Драгоценные пояса тщательно перечислялись в княжеских
духовных грамотах. Так, Дмитрий Донской завещал сыну Василию «пояс золот велики
с каменьем без ремени, пояс золот с ременем Макарова дела», сыну Юрию — «пояс
золот новый с каменьем с жомчюгом без ремени, пояс золот Шышкина дела, вотола
сажена». Василий I Дмитриевич завещал наследнику Василию «пояс
золот с каменьем, что ми дал отець мои, да другии пояс мои на чепех с каменьем,
а третей пояс ему же на синем ремени». Князь Юрий Дмитриевич
завещал Василию Косому «пояс золот с каменьем, на чепех, без ремени».
Властная княгиня-мать на свадьбе Василия II сорвала
злополучный пояс с князя Василия Косого. Юрьевичи в гневе («роззлобившися»)
покинули свадьбу и направились в Галич к отцу. По дороге они «пограбиша»
Ярославль и ярославских князей («казны всех князей розграбиша»),
державшихся промосковской ориентации. Вслед за Василием Косым и Дмитрием
Шемякой «разъехашася по домом» остальные князья и бояре.
Смысл происшедших событий нуждается в комментарии.
С.Б. Веселовский верно подметил, что «ни Софья, ни ее приверженцы, ни
московское правительство в целом не были заинтересованы в том, чтобы вызвать
разрыв с Юрьевичами и бросить их в объятия отца». Но из этого он сделал вывод,
что «пустил клевету о краже пояса» сам И.Д. Всеволожский, чтобы «поссорить
Юрьевичей с великокняжеским двором и вовлечь их в дело отца».
Нам представляется такой ход мысли у И.Д. Всеволожского излишне хитроумным.
Вряд ли у него была необходимость выступать в роли пресловутой унтер-офицерской
вдовы, которая «сама себя высекла». Ивану Дмитриевичу вряд ли бы пришло в голову
оболгать самого себя. Ход дела, вероятно, был иным.
Пояс, вокруг которого разыгралась ссора, имел не
столько ценностное, сколько символическое значение — примерно
то же, что шапка Мономаха в более позднее время. Владение поясом, как наследием
Дмитрия Донского, означало преемственность власти от этого славного победителя
на Куликовом поле. С поясом также ассоциировалось обладание Нижним Новгородом
(пояс некогда принадлежал великому князю Дмитрию Константиновичу). Скандал
из-за него имел и другой аспект.
В боярской среде давно росло недовольство всевластием
Всеволожского. Очевидно, противниками могущественного боярина были задолго до
1433 г. Добрынские. Имел личные причины ненавидеть Ивана Дмитриевича и
Захарий Иванович Кошкин: ведь дочь Всеволожского недавно чуть-чуть не сделалась
невестой великого князя, а се счастливая соперница Мария Ярославна была дочерью
двоюродной сестры Кошкина. Легенда о похищении пояса родилась среди боярских
противников И.Д. Всеволожского в условиях, когда князь Юрий Дмитриевич продолжал
думать о захвате великокняжеского престола, а Иван Дмитриевич бежал к нему.
Великая княгиня Софья Витовтовна усмотрела в истории с поясом стремление
обосновать права князя Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол и поэтому
взяла на себя роль карающей руки «справедливости». Для этой цели пришлось
пожертвовать и отношениями с Юрьевичами.
|