Василий Васильевич не отказался от дальнейшей борьбы
за великое княжение и 26 апреля отправился в Тверь, рассчитывая на помощь
великого князя тверского. Но Борис Александрович счел для себя за благо
сохранить позицию невмешательства в споре дяди с племянником. Поэтому князю
Василию пришлось покинуть Тверь и двинуться по Волге «на Мологу да к Костроме,
да оттуды в Новгород Нижний». Когда-то Нижний был пристанищем
гонимого князя Юрия, а теперь к нему устремился согнанный с престола московский
князь. Беглец, однако, нигде поддержки не встретил. По Ермолинской летописи, он
«побеже… по Заволжью к Новугороду Нижнему, а оттоле въсхоте пойти в Орду, не бе
ему стати с кем противу его», т. е. князя Юрия. Василий
II, не найдя поддержки на Руси (к тому времени умер даже его дядя Константин), решил перенести спор в Орду. Василию Васильевичу осталось
только надеяться, что ордынский хан воспримет самовольный захват великого
княжения Юрием Дмитриевичем как нарушение своей воли и снова посадит его на
престол в Москве.
Иным было положение у великого князя Юрия Дмитриевича.
Даже ближайшие союзники Василия Васильевича спешили заключить с новым великим
князем докончания, признать его старейшинство на Руси. В договорные отношения с
ним вступили великий князь рязанский Иван Федорович и князья
Иван и Михаил Андреевичи. Иван Федорович, в частности,
обязывался «сложити» крестное целование к «князю» Василию Васильевичу и больше
с ним в какие-либо переговоры не вступать (не «ссылатися»). То же самое
обязательство содержалось и в докончании с Андреевичами.
Придя к власти, Юрий Дмитриевич решил перестроить всю
систему взаимоотношений великого князя с союзниками и родичами. Рязанский великий
князь отныне рассматривался им «братаничем», т. е. племянником, а не
«братом молодшим» (как его называл Василий II даже в 1447 г.).
Дистанция между ним и великим князем московским увеличилась. Иван и Михаил Андреевичи
должны были «иметь» его «отцом», а он обязывался их держать «в сыновьстве». Это
уже не отношения по типу «брат старейший» и «брат молодший». Великий князь Юрий
Дмитриевич пытался сделать более решительный шаг по пути утверждения
единодержавия, чем Василий II.
В том же направлении великий князь Юрий осуществлял и
монетную реформу. На монетах, которые он выпускал, изображался всадник,
поражающий змия, т. е. Георгий Победоносец. Святой
Георгий был патроном князя Юрия. Выпуск монет с изображением победоносного
всадника говорил и о стремлении князя Юрия утвердить единодержавие, и о его
решимости бороться с ордынцами (змей символизировал Восток). Вернувшись к
власти, Василий II сохранил изображение Георгия Победоносца на монетах,
введенное Юрием Дмитриевичем. Позднее оно стало также гербом Москвы.
Закончив создание коалиции князей против Василия II,
князь Юрий отправил своих сыновей Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного на Нижний.
Не успели они добраться до Владимира, как получили известие, что 5 июня
1434 г. их отец умер.
Между концом июня 1432-25 апреля 1433 г. Юрий
Дмитриевич составил духовную грамоту. В ней он завещал Василию
Косому Звенигород, Дмитрию Шемяке — Рузу, Дмитрию Меньшому — Галич и Вышгород.
Совместно они должны были владеть жребием князя Юрия в Москве, Вяткой и Дмитровом.
В 7-тысячный «выход» со Звенигорода шло 511 руб., с Галича — 525 руб.
Князь Юрий Дмитриевич принадлежал к числу выдающихся
политических деятелей первой трети XV в. Трезвый политический ум
подсказывал ему решения, которые направлены были к укреплению единодержавия на
Руси. Он понял, что опорой его на этом поприще наряду со служилым людом может
быть русский город. Являясь наследником программы Дмитрия Донского, князь Юрий
сознавал, что только в борьбе с Ордой можно добиться создания мощного единого
государства. Он умел идти на компромиссы, когда это вызывалось насущной
политической необходимостью. Он сам покинул столицу Руси, когда убедился, что
сложившаяся там обстановка не давала ему шансов на успех. И вместе с тем князь
Юрий снова начал борьбу за великое княжение, как только сумел сплотить вокруг
знамени Дмитрия Донского достаточно сил, чтобы нанести поражение Василию II.
На Русском Севере распространен был культ Георгия
Победоносца, поражающего змия. В.Н. Лазарев, давая общую характеристику русской
живописи XV в., отметил: «Образ Георгия особенно почитался на Севере — в
Новгородской, Двинской и Вятской областях. Здесь Георгию были посвящены многочисленные
церкви; его воспевали в духовных стихах… Постепенно образ «Егория Храброго»…
сделался одним из самых популярных тем новгородской иконописи».
На Севере образ Георгия Победоносца мог ассоциироваться с князем Юрием,
наследником славных традиций Дмитрия Донского, так же как змей — с ордынцами.
Умный политик, князь времени Предвозрождения, Юрий
Дмитриевич был покровителем замечательных начинаний в русском искусстве,
отмеченных гением Андрея Рублева. По рождению он должен был уступить великое
княжение своему старшему брату, Василию, не обладавшему какими-либо особенными
достоинствами. В решающую борьбу за власть князь Юрий вступил уже на закате
своих дней. Смерть неожиданно оборвала его жизненный путь как раз тогда, когда
он добился великого княжения и сложились условия, которые могли предотвратить
дальнейшую братоубийственную войну. Завершение объединительного процесса
русских земель могло быть куплено ценой меньших потерь, чем те, которыми
заплатил народ после его кончины. Но история отнюдь не всегда выбирает прямые
пути к прогрессу.
|