Назначение Исидора имело особое значение. Положение
Византийской империи в это время было плачевным. Власть императора
распространялась только на Константинополь с небольшой округой. Стремясь
добиться от европейских держав помощи в борьбе с турками, византийские
императоры вступили в переговоры с римским папой о соединении церквей (унии),
чтобы положить конец церковно-политическому разъединению Востока и Запада и
такой ценой спасти остатки мировой державы. В сближении с Западом заинтересована
была и часть византийской интеллигенции, затронутая гуманистическими веяниями.
Их противники, составлявшие православную партию, опирались на византийское
монашество. Но им сочувствовало и большинство населения Империи, ненавидевшее
латинян.
Трудное время переживала тогда и римская курия.
Надеясь положить предел властолюбивым тенденциям папской власти, высшие
церковные иерархи собирали соборы (именовавшие себя вселенскими), на которых
провозглашали реформы, имевшие целью ограничить папский произвол. Так, в
1431–1449 гг. заседал Базельский собор, находившийся в конфронтации с
папой Евгением IV (1431–1448 гг.). В такой обстановке Евгений IV охотно
откликнулся на предложение византийского императора Иоанна о соединении
церквей, рассчитывая, что осуществление церковной унии укрепит папский престиж.
Назначение Исидора в Москву имело своей основной целью
обеспечить принятие предполагавшейся унии влиятельной в православном мире
русской церковью. В то время между Константинополем и Москвой сохранялись дружественные
отношения. Еще в 1411 г. княжна Анна (дочь Василия I) была выдана замуж за
греческою царевича Иоанна Мануиловича (будущего императора).
В Москве Исидор был принят с подобающим новому
митрополиту почетом. Свидетельством вполне лояльных отношений,
установившихся между великим князем и митрополитом в первые месяцы после его
прибытия в Москву, является докончание Василия II с великим князем тверским
Борисом Александровичем, составленное «по благословению» митрополита Исидора.
При встрече с Василием II Исидор передал ему послания
византийского императора и престарелого патриарха Иосифа II
(1416–1439 гг.), в которых содержалась просьба послать его на собор
«утвержения ради православный веры». Василий II решил не
только отпустить Исидора на собор, но и послать вместе с ним представительную
делегацию, в которую входили суздальский епископ Авраамий и человек сто
сопровождавших их лиц.
7 июля 1437 г. в Москву прибыл новгородский
архиепископ Евфимий, а 8 сентября Исидор отбыл на собор. Евфимий сопровождал
его до Новгорода. 14 сентября (на Воздвиженье) Исидор прибыл в Тверь, где был
торжественно встречен великим князем Борисом и епископом Ильей. Тверской князь
отправил вместе с ним на собор своего боярина Фому. 9 октября
не менее пышная встреча устроена была Исидору в Новгороде.
Только 6 декабря митрополит добрался до Пскова, где пробыл семь недель. В Пскове Исидор, стремясь упрочить власть Московской
митрополии, в пику Евфимию поставил своего наместника, который должен был
исправлять там владычный суд и собирать «вси пошълины владычни».
Практически это означало изъятие Пскова из-под юрисдикции новгородского
архиепископа и передачу его под непосредственное управление московского
митрополита.
Путешествие в Италию затянулось почти на год. В Риге Исидор задержался на целых восемь недель. Только 5 мая
1438 г. он морем выехал в Любек. Позднее (к концу XV в.) этот путь
станет обычным для русских дипломатов, отправлявшихся в Италию. Через немецкие
земли Исидор добрался наконец 18 августа в Феррару.
В Ферраре открылись заседания собора, который должен
был положить конец разъединению христианских церквей Запада и Востока. Прения
по догматическим вопросам были длительными. Римский папа Евгений IV пытался
всеми средствами склонить греков к принятию унии, чему особенно сопротивлялся
Марк Эфесский. С 26 февраля 1439 г. заседания собора происходили не в
Ферраре, а во Флоренции. Присутствовавший на них император Иоанн Палеолог к
догматическим спорам относился равнодушно, его волновало прежде всего получение
реальной помощи от Запада для борьбы с турками. В итоге греки уступили по всем
пунктам. Они приняли католический догмат об исхождении святого духа, признали
папу главой церкви и т. п.
Деятельное участие в заключении унии принимал Исидор. 5 июля 1439 г. уния была подписана, а на следующий день
торжественно провозглашена в кафедральном соборе Флоренции. Подписал унию не
только Исидор, но и суздальский епископ Авраамий. Позднее Симеон Суздалец
писал, что Авраамий-де не хотел подписывать акт Флорентийской унии, но Исидор
посадил его «в темницу и седе неделю полну; и тому подписавшуся не хотением, но
нужею». Можно сомневаться в правдивости этого объяснения,
данного одним из тех, кто входил в ближайшее окружение суздальского епископа,
|