|
Каталог статей
ДЕШТ-И-КЫПЧАК (ПОЛОВЕЦКАЯ СТЕПЬ) В XI–XIII вв. ДО ПРИХОДА МОНГОЛОВ - 3
Торговые и культурные связи Поволжья с Востоком были в
эту эпоху настолько сильно развиты, что в среде половецкого войска имелись
метательные орудия, которые широко употреблялись феодальными государствами
Средней Азии, Ирана и Кавказа. Ипатьевская летопись оставила нам под 1184 г. чрезвычайно
ценные замечания по вопросу об участии и половецком войске мусульманских
специалистов — мастеров метательных машин. "Пошел бяше оканьный и
безбожный и треклятый Кончак со множеством Половець, на Русь, по-хупся яко
пленити хотя грады русскые и пожеши огньмь; бяше бо обрел мужа такового
бесурманина, иже стреляше живым огньмь; бяху же у них луци тузи самострелнии,
одва 50 мужь можашеть напрящи".
В этом рассказе дано прямое и бесспорное указание, что
в составе половецкого войска действовали метательные машины, стрелявшие
снарядами, заполненными особым горючим составом, в основе которого была нефть.
Характерно, что в "Слове о полку Игореве" есть явные отражения
употребления этих орудий, названия которых приведены в персидской терминологии.
Приведем два места: "О, далече зайде сокол, птиць бья к морю, а Игоревы
пльку не кресити. За ним кликну Карна и Жля, поскочи по русской земли смагу
мычючи в пламяне розе".
В другом мосте: "Ты бо можеши посуху живыми
шереширы стреляти удалыми сыны Глебовы".
На эти примечательные места обратил в свое время
внимание тюрколог II. Мелиоранский. По мнению П. Мелиоранского,
"шерешир" есть персидское "тир-и-черх", что значит стрела
или снаряд — черха, причем под последним в персидском языке понимают
луки-самострелы, о которых и упоминает приведенный отрывок из Ипатьевской
летописи под 1184 г.
Под "смагой" II. Мелиоранский подразумевает нефть, а под
"пламенным рогом" — русский синоним слова "шерешир".
Нет никакого сомнения, что мастерами, умеющими
обращаться с перечисленными машинами, были мусульманские выходцы из Хорезма или
Кавказа, откуда — из Баку — и поступала нефть. О мусульманине-выходце определенно
говорит и летопись: "бяше бо обрел мужа такового бесурманина, иже стреляше
живым огнъмь" Насколько этот своеобразный вид восточной феодальной
"артиллерии" был распространен на Востоке, видно из того факта, что
почти все источники домонгольского и монгольского времени, как персидские, так
и арабские, описывая осады городов, упоминают об употреблении машин, стреляющих
огнем.
Вместе с торговлей в города Поволжья с Востока
проникал и ислам. Известно, что уже в X в. Булгар был по преимуществу
мусульманский город, а что касается Итиля, то в нем, но
указанию Ибн-Хаукаля, арабского географа X в., было тридцать мечетей.
Направляясь в Монголию, проезжая Поволжье в середине XIII в., В. Рубрук
сказал про Булгар: "И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон
Магомета". Увы, В. Рубрук не знал истории Поволжья, в
противном случае он не задал бы подобного вопроса. Исламизация городских поселений
Поволжья, особенно таких крупных центров, пак Булгар и Итиль (потом Саксин), —
дело рук тех купцов и ремесленников, которые в большом количестве приезжали и
даже переселялись в Поволжье, а не только официального посольства халифа
Муктадира к царю Болгар в 921 — 922 гг.
Поволжье, а вместе с ним и половецкая кочевая степь
вели почти не прекращавшуюся торговлю с русскими княжествами, лежавшими по
бассейну как Днепра и его притоков, так и Оки. Нe только из Болгар, но и из
Рязани и Днепровских земель шел в степи и в Нижнее Поволжье хлеб, а вместе с
ним и лен, на который был большой-спрос как в Средней Азии, так и на Кавказе и
в Иране. Согласно арабской и персидской географической литературе, рынок
Дербента в X в., т. е. еще в хайфский период, был известен как центр
продажи рабов, поступавших из Восточной Европы, и славился как
рынок русского льна.
Древнерусская летопись (Лаврентьевская и Ипатьевская)
полна рассказов о частых набегах кочевников половцев на русские земли.
Типичными могут быть признаны следующие слова летописи по Лаврентьевскому
списку о 1093 г.:
"Половци воеваша много, и возвратишася к Торцьскожу и изне-могоша людье в
граде гладомь, и предашаяся ратным; половци же, приимше град, запалиша и огнем,
и люди разделиша." В другом месте, под 1094 г., читаем:
"Хрестьян изгублено бысть, а друзии полонени и расточени по землям". Едва ли ость у нас основания не доверять летописи в ее
утверждении о множестве половецких набегов. При феодализме
взаимодействие между земледельческими районами и кочевой степью в основном
складывается повсюду в одних и тех же формах. Русские княжества не являлись
исключением из этого правила. Постоянные набеги кочевников — явление обычное.
Путем набегов кочевники добывают себе добро (добычу), которое входит заметной
статьей в систему их "хозяйства". Летопись полна сообщениями об уводе
большой добычи в виде разнообразного имущества, в том числе скота, и людей.
Однако было бы глубочайшим заблуждением считать, что между русскими феодальными
княжествами и кочевой половецкой степью отношении сводились только к постоянной
вражде, когда набеги половецких ханов "на русские земли" сменялись
княжескими походами в глубь Дешт-и-Кыпчак. Юго-восточная Европа в этом отношении
не составляет исключения. Всюду, где в феодальную эпоху по соседству жили
земледельческие и кочевые общества, военные набеги за добычей сменялись мирным
торговым общением. История Средней Азии, Монголии, Китая полна фактами этого
рода. Более того, очень часто враждебные отношения между русскими князьями и
половецкими ханами не мешали нормальному ходу торговли.
Купцы со своими товарами свободно переходили с одной
стороны на другую, нисколько не рискуя подвергнуться нападению кого-нибудь из
противников. Ипатьевская летопись под упомянутым уже 1184 г. сообщает в
этом отношении интересный факт: "Едущим же им и устретоста гости, идущь
противу себе ис Половець, и поведоша им, яко Половци стоять на Хороле". Приведенный факт — не случайное явление. Свобода прохода
караванов через враждебные лагери весьма характерна для феодального Востока.
Позволю себе привести еще один факт из эпохи крестовых походов, относящийся к
тому же времени (конец XII в.). Ибн-Джубейр отмечает, что во время борьбы
мусульман с крестоносцами караванная торговля не прекращалась. Купцы с товарами
из Дамаска, находившегося в руках мусульман, проходили совершенно спокойно в Акку,
которой тогда владели крестоносцы. Между прочим, этой дорогой проехал и сам
Ибн-Джубейр, который отмечает, что между враждебными сторонами существовало
поэтому поводу молчаливое соглашение.
|
Категория: Золотая Орда и ее падение ч. 1 | Добавил: defaultNick (28.02.2012)
|
Просмотров: 2307
| Рейтинг: 5.0/10 |
|
|