Судя по преданию, рисующему Рублева тихим,
созерцательным человеком, и по собственным его умиротворенным, гармоничным творениям,
многое в его личных свойствах было врожденным. Природная склонность к — избранному
впоследствии пути и личный темперамент также сыграли свою роль в сложении его
как человека и художника.
Пришло время Рублеву надеть на себя иноческие одежды:
клобук — воинский шлем и длинную, с плеч и почти до пят, мантию. Одно из
значений этой одежда тоже воинское — броня от нападения злых сил. Все эти
одежды каждодневно, до смерти напоминали ему о пути, по которому он однажды и
до конца решился следовать.
Мы не знаем точно и, быть может, не узнаем никогда
места и года вступления Рублева в ряды этого воинства, но как оно происходило,
какие при этом произносились слова и давались обеты, что должен он был пережить
и перечувствовать, можно себе представить, обратившись к древним рукописным
книгам…
Если Рублев стал иноком в Троицком монастыре, то
следует помнить, представляя мысленным взором обстоятельства этого события, что
тогда еще не было здесь великолепного каменного храма с изумительными иконами.
Деревянная церковь, частокол монастырской ограды и шум старых деревьев над
головой. Глухая, обыденная деревенская жизнь. Горстка монахов, свидетелей его
обетов. Твердое, мужественное, в унисон пение, ясное круглое выпевание
речитативом каждого слова из чина пострижения. Возглавлял служение игумен, если
в Троицком монастыре, то Никон, ученик самого Сергия…
Первая степень иночества — пострижение в рясу без
перемены имени.
Обряд этот краток. Рублев дает «честное обещание»
«жити достойно…». Он слышит слова о самом себе: «И чисту его душу и тело
соблюди до смерти… смирение, любовь и кротость даруй ему…». Так он должен
относиться ко всему живому, и так он будет изображать творение в своем
художестве — с любовью и кротостью… Художнику пришлось пережить и полное
монашеское пострижение. Оно называлось в древности малой схимой, требовало
перемены имени. Достоверно, что Андрей был одним из «соборных старцев» —
почетнейших монахов Спасо-Андроникова монастыря. А это возможно лишь для
«полного» инока. Окончательное подтверждение несут в себе изображения Рублева
на миниатюрах XVI–XVII веков, где он одет в мантию, как и подобает
монаху-«малосхимнику». В период между 1405 годом и до смерти Рублев неизменно
называется одним именем — Андрей. Значит, и пострижение во вторую монашескую
степень, сопровождающееся обязательной переменой имени, состоялось до 1405
года. Обычно между первым и вторым пострижениями проходило какое-то время, чаще
всего несколько лет… Настал и тот миг, когда Рублев стоял в знак полного
смирения на паперти босым, непрепоясанным, в одной длинной рубахе… Медленно
вводят его двое из братии в церковь. «Что пришел, брате?..» — вопрошает игумен.
По издревле установленному чину отвечает Рублев: «Желаю жития постнического,
честный отче…» Звучат вопросы и ответы. В них обет «терпети всяку скорбь и
тесноту иноческого жития». Игумен читает наставление. Сосредоточен будь, инок,
и тверд, «отложи житейского обычая шатание», смирись и наружно и внутренне,
будь терпелив и неленив, следи за недобрыми помыслами в себе и борись с ними.
Будь готов к нищете и унижению от людей. Сражайся, «яко добр воин», неси свой
труд как крест…
И возглашается новое имя — Андрей. Отныне оно станет
для истории единственным именем великого иконописца,
|