Впервые для Рублева и иных московских художников,
которые привыкли к росписям скромных по размерам каменных церквей,
представлялась возможность работать на больших плоскостях, сложно сочетавшихся
архитектурных членениях. Особо значительные утраты от пожара 1238 года пришлись
на западную часть храма, где под княжескими хорами пылал огонь. Здесь в сводах
и арках в соответствии с давним обычаем должно было писать изображение
Страшного суда — конца мира.
…С незапамятных времен искусство христианских народов
обращалось к этой теме. В том, как решали ее художники, проявлялись и общие,
коренящиеся в особенностях этого мировоззрения черты, и то своеобразное, что
зависит от личности художника, характера народа, настроений эпохи. Мысли о
конце мира становились подчас способом его оценки, осмысления истории.
Выявлялось здесь и другое начало — размышления о целях человеческой жизни,
отношение к смерти, страданию…
Такие изображения уже были во Владимире. В Дмитровской
церкви внимательно всматривался Рублев в росписи. Раздумывал, вспоминал
увиденное, когда вновь неторопливо возвращался мимо деревянных построек дворца
в Успенский собор.
Строги и суровы образы суда в представлении художников
XII века. Нелицеприятен суд — каждому воздастся по делам его. «Праведен суд
судите». Но у кого это из старых отцов сказано, что суд этот не может быть
справедлив?
Да, да, вспоминалось Андрею прочитанное: никогда не
говори, что судья справедлив, ведь если бы он был справедлив, мы все были бы
осуждены… Любви к ближнему требует он от нас, милости, и сам он — любовь,
жертва за других.
…И все же суд его страшен. Вспомнилось основное и
главное из написанного об этом. «Апокалипсис» — откровение Иоанна Богослова —
странная, сложная и таинственная книга. Темные, многозначные ее образы трудны,
непрозрачны для человеческого сознания. Языком невиданных символов говорится о
будущем человечества: бурные ветры, огонь, крушение гор, свертывающийся свиток
небес и исчезающая земная твердь — «земля и все находящееся на ней сгорит».
Страх и трепет. Но зачем все это? — настойчиво, еще и еще раз возвращался
Андрей к осмыслению того, что ему предстоит изображать своей рукой. Какой в
этом событии будущего смысл, подлинный замысел? Неужели расправа могущественных
надмирных сил над творением, над беззащитным перед ними человеческим естеством?
И память о прочитанном, и опыт пережитого подсказывали ему: конечно же, нет! То
будет последняя и решительная вселенская битва добра со злом. И только после
нее наступит полное изменение мира. Все обретет то совершенство, которое
заключено было в неискаженном злом и грехом замысле творения. И небо будет
новым, и земля будет новой. И иной, преображенный и просветленный, человек…
Но каждый да бдительно готовит себя к этому событию,
старается дать добрый ответ на Страшном судилище. Оно страшно, это потрясение
мира, с открывшимися тайнами бытия, огненным очищением всего, что есть на земле.
Представлялось Андрею: поднимутся из гробов, из недр земных и морских глубин
воскресшие мертвые… А потом в мире, который не будет уже никогда знать зла,
страдания и смерти, возрожденному для новой жизни человеку день суда откроется
как день окончательного созидания мира. Это и надо ему, Андрею, постараться
выразить в своих настенных росписях. В этом сердцевина, суть.
Но — вновь подсказывала память усвоенное с детства —
на этом суде решится для каждого его вечная судьба. Для недостойных, злых, не
примиренных с людьми, нераскаявшихся — осуждение, ужас отлучения от
несказанного света, кромешная тьма.
Росписи в западной части собора будут написаны в
память прошедших поколений Однако это память, которая обращена к будущему, к
чаемой в грядущем радостной встрече всех прежде живших по правде с живущими
теперь и с теми, кто еще поживет на земле.
Такой вызревал у Андрея замысел. Вот уже закончены все
приготовления к работе. Надежно сплочены леса в западной части собора под
хорами, приготовлены грунты, краски, кисти. Подмастерья еще с утра нанесли
прямо на своды слой левкаса, тонкую обмазку из хорошо гашенной, размешенной на
воде и клее извести. Левкасят такую по размерам поверхность, которую можно расписать,
пока обмазка не просохла. Иначе краски не соединятся с левкасом, не лягут или
окажутся непрочными. Писать надо начинать сверху, со сводов. Водяной раствор
красок жидок, легко стекает вниз.
Андрей работает в центральном своде под хорами. Если
войти в собор главным, западным, входом, прежде попадешь не в самую старую
часть, а в пристройку времен Всеволода, и лишь тогда увидишь западную, когда-то
внешнюю, а теперь оказавшуюся внутри стену первоначальной постройки Андрея
Боголюбского. И, уже войдя в эту древнейшую часть, попадаешь в средний свод под
хорами. С западной арки этого свода и начал Рублев изображение «Второго и
страшного пришествия Христова». Все действие развернется в светло-синем, как
небесная лазурь, свете (фоне). С утра, как только кончилась служба и быстро
разошелся по своим делам народ, в опустевшем соборе он постоял еще некоторое
время, прошелся под невысокими здесь, в западной части здания, сводами. Андрей
уже хорошо представляет себе, как расположатся на этих сложных изгибах арок,
сводов и стен изображения, как впишутся в них, образуя последовательность
событий. Поднявшись на леса, он обозрел то, что предстоит заполнить живописью
за один раз, за день. Кое-где он нанес графью, отдельные разметки процарапал
острым по мягкому еще, слегка влажному левкасу. Этих набросков совсем немного,
лишь местами положены легкие наметки того продуманного, взвешенного целого,
которое он уже мысленно охватил и размерил.
|