Можно считать несомненным и существование в Москве
более или менее постоянной колонии армян, которые жили на посаде в начале XV в.
В 1390 г. «…загореся посад за городом от Аврама, некоего ерменина». Выражение
«посад за городом» указывает, скорее всего, на территорию Китай-города, а не на
позднейший Белый город, где находится известный Армянский переулок, получивший
такое название, впрочем, лишь с XIX в. В XVII в. поблизости от Варварки еще
указывали место, «…что ставились на нем арменя и греченя». В этом районе
следует искать дворы армян, если они составляли в Москве какую-либо постоянную
колонию. В XVIII в. некоторые строения, принадлежавшие армянам и годные для
армянской церкви, еще стояли в Китай-городе, между Ильинкой и Варваркой, причем
нет никаких оснований думать, что в это время армяне впервые поселились там.
В торговых делах армянские купцы проявляли большую
активность. При их посредстве поддерживалась транзитная торговля по Волге, в
которую были втянуты Золотая Орда, Закавказье и Персия. Вопреки
распространенным мнениям о малом знакомстве русских с иностранными
государствами, мы сталкиваемся с фактами, обнаруживающими у русских хорошее
знание стран Востока. Среди народов Кавказа русские летописи упоминают и армян.
Главным торговым путем для армян, естественно, была Волга. В 1368 г.
новгородские ушкуйники перебили в Нижнем Новгороде «бесермен и армен» и «…товар
их безчислено весь пограбиша». Торговые дороги вели к Москве как центральному
торговому пункту Северо-Восточной Руси.
В московских торговых операциях участие армянских
купцов, видимо, было немаловажным, судя по некоторым намекам, смысл которых
становится ясным только тогда, когда мы признаем наличие заметного армянского
элемента в московском обществе. На рубеже XIV-XV вв. митрополит Киприан отвечал
на вопросы ученого игумена Афанасия Высоцкого. В полном соответствии с
византийской нетерпимостью по отношению к другим вероисповеданиям Киприан
ополчился против армян. По мнению митрополита, армянская ересь была самой
гнусной из всех ересей, вследствие чего православный христианин не должен
общаться с армянами, не допускать их к себе в праздничные и постные дни, а тем
более в церковь, не завязывать с ними дружбы или любви. За строгими внушениями
митрополита явно чувствуется подлинная действительность. Рядовые русские люди
не видели больших различий между православием и армянским вероисповеданием,
охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви и вступали с
ними в браки. Иначе зачем было бы в чин избрания и поставления в епископы
включать обязательство «…не оставити в всем своем пределе ни единого же от
нашея православныя веры ко арменом свадьбы творити, и кумовьства и братьства».
Для русских купцов в городах Ближнего Востока и Нижнего Поволжья армяне были
самыми близкими по вере, что приводило к кумовству и братству, вызывавшим такое
недовольство церковных кругов.
|