В числе таких татарских выходцев был мурза Чет,
родоначальник фамилии Годуновых и предок Бориса, царствовавшего на русском
престоле. Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил
разбойников и воров: и тем самым он дал возможность ездить торговым людям по
дорогам.
Москва тогда уже наполнялась торговцами с разных
сторон. На устье Мологи возникла славная в те времена моложская ярмарка, куда
съезжались купцы с востока и запада. Оживляя народное благосостояние, эта
ярмарка доставляла доходы великому князю.
В первых же годах своего правления Иван дал Москве
нравственное значение переводом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву.
Еще в XIII столетии русские первосвятители нашли невозможным оставаться в
Киеве, в крае малолюдном, в опустошенном и обнищалом городе, где древняя
святыня находилась в запустении, где Десятинная церковь лежала в развалинах,
где от Св. Софии оставались одни стены, а Печерская обитель стояла безлюдная.
Митрополиты: Кирилл и Максим, хотя и считались
киевскими, но не жили в Киеве, вели странническую жизнь и более всего пребывали
во Владимире. По смерти митрополита Максима было два соискателя митрополичьего
престола. Один из северной Руси, владимирский игумен Геронтий, другой из южной
Руси — Петр, игумен ратский, родом волынец. Галицкий князь Юрий Львович, внук
Данила, послал Петра в Константинополь для посвящения, с целью утвердить у себя
митрополию в Галичине.
Петр был предпочтен Геронтию, получил сан митрополита
(1308), но вместо того, чтобы жить в южной Руси, удержав титул киевского
митрополита, переселился на север во Владимир; однако и тут не жил постоянно, а
переезжал с места на место, поставляя духовных.
Вместе с князем Михаилом Ярославичем тверским Петр
совершил поездку в Орду к Узбеку и получил от него знаменитую грамоту, по
которой православное русское духовенство со своими семействами и со всеми
лицами, принадлежащими к духовному ведомству, освобождалось от всякой дани и
ограждалось от каких бы то ни было обид и притеснений со стороны ханских чиновников
и подданных.
Во время своих обычных переездов с места на место Петр
сошелся с князем Иваном Даниловичем и полюбил более всех других городов его
Москву. Здесь он стал проживать подолгу, заботился об украшении Москвы святынею
храмов и 4 августа 1325 года, вместе с князем Иваном, заложил первую каменную
церковь в Москве Успения Богородицы (нынешний Успенский собор).
Этот храм должен был сделаться главною святынею Москвы
и перенести на нее то благословение, которое некогда давала городу Владимиру
построенная Андреем подобная церковь Богоматери во Владимире.
Близ места, на котором должен был стоять жертвенник,
Петр собственноручно устроил себе гроб. «Бог благословит тебя, говорил он
Калите, — и поставит выше всех других князей, и распространит город этот
паче всех других городов; и будет род твой обладать местом сим вовеки; и руки
его взыдут на плещи врагов ваших; и будут жить в нем святители, и кости мои
здесь положены будут».
|