Литовцы
в большинстве своем в то время были язычниками. Они поклонялись силам природы,
олицетворенным в фигурах божеств. «Также многие леса они чтили как священные,
так что ходить туда и уничтожать их, срубая деревья или обламывая ветки,
считалось преступлением… Почти в каждом доме они содержали гадов и змей, давая
им в пищу молоко, и резали им петухов в качестве умилостивительной жертвы… Всех
покойников они сжигали, а с ними и коня, одежду и утварь, какую умерший ценил
больше всего…
Сверх
того у литовцев существовал унаследованный от предков… обычай: в начале октября
месяца, после сбора урожая, отправляться с женами, детьми и домочадцами в леса,
почитавшиеся священными, и приносить в течение трех дней богам быков, баранов и
прочих животных в жертву. А после жертвоприношений проводить эти три дня в
празднествах, играх и плясках, предаваясь пиршествам… Это празднество было
главным и важнейшим, от которого никому нельзя было уклониться».
Ягайло
задумал разом уничтожить язычество в Литве. Сразу же по прибытии в Литву король
собрал в Вильно съезд. На этот съезд съехались по повелению короля все его
братья «и большое число рыцарей и простого люда, и в течение многих дней
Владислав, король польский, при содействии католических князей… прилагал много
стараний к тому, чтобы рыцари и простые люди, отвергнув ложных богов,
согласились почитать единого истинного Бога и поклоняться ему и исповедовать
христианскую веру. Когда варвары оказывали сопротивление этому, король
Владислав распорядился потушить на их глазах огонь, почитавшийся ими как вечный
в городе Вильно. Капище и жертвенник, на котором совершалось заклание жертв,
король приказал разрушить. Сверх того он повелел вырубить рощи в лесах,
почитавшиеся священными, и сломать в них ограды, а ужей и гадов перебить и
уничтожить…».
Вельмож
Ягайло заманивал в католичество подарками, а простой народ – силой. В Вильно
было созвано для крещения множество язычников. Чтобы сократить обряд, литовцев
ставили в ряды целыми полками; священники кропили их святой водой и давали
христианские имена: в одном полку всех называли Петрами, а в другом – Павлами и
так далее. Ягайло ездил между ними, объяснял на литовском языке Символ веры и
дарил всем белые суконные кафтаны, чему литовцы были весьма рады, так как до
сих пор одевались лишь в шкуры и полотняные рубахи и штаны.
Но
все же процесс обращения всей страны в христианство осуществлялся медленно.
Дольше всего сохраняло язычество население Жмуди, которая официально приняла
крещение только спустя два года после Грюнвальдской битвы – в 1412 году. Однако
даже в следующем столетии старые обряды продолжали сосуществовать в религиозном
сознании и обрядах народа с христианской верой, а «жмудины собирались на
потайных собраниях и совещаниях, дабы наново зажечь священный огонь, ибо тлел
прах в прежнем месте культа».
Ягайло
стремился искоренить в литовских землях не только язычество, но и православие.
Тотчас после свадьбы Ягайло велел казнить двоих своих приближенных за отказ
перейти из православия в католичество.
Королева
Ядвига умерла бездетной в 1399 году (возможно, ее вынужденный брак с Ягайло был
фиктивным), после чего Ягайло был женат еще трижды.
Таким
образом, Великое княжество Литовское как самостоятельная держава должна была
прекратить свое существование. Так это понимали поляки. Ягайло, исполняя их
волю, велел всем князьям литовским, правившим в западной и юго‑западной Руси,
подписаться под тем, что они будут верны Ягайло, его королеве и их детям. Так
как князья и раньше признавали Ягайло своим великим князем, такие бумаги для
них особого значения вроде бы и не имели – и они грамоты подписали.
Окатоличивая
Литву, Ягайло издал грамоту о том, что в будущем всеми правами будут обладать
только бояре католической веры. Только католики могли заседать в княжеском
совете, занимать высшие должности в государстве и быть допущенными к решению
важнейших дел. Православные князья и бояре, даже князья из литовской династии,
обжившиеся в белорусских и украинских землях и слившиеся с местным обществом,
не могли теперь принимать участия в политической жизни, если не хотели
оставлять своей веры.
В
городах заводилось самоуправление по немецкому образцу, как в Польше, по так
называемому магдебургскому праву, но это право распространялось только на
католиков, так что православные не могли быть выбраны в городскую управу, а
порой даже не считались полноправными горожанами. В главных городах Литвы,
Белоруссии и Украины основывались католические епископства; они обеспечивались
землями, которые нередко отбирались у православных. Православная церковь,
привыкшая жить под опекою правительства, теперь ощущала себя покинутой и
обделенной.
Особенно
тяжело пришлось православному духовенству в тех землях, что были присоединены
непосредственно к Польше (в Галичине, Холмщине, Белзской земле). В этих землях
Ягайло запретил крестить по православному обряду детей от браков православных с
католиками, а уже окрещенных велел силой перекрещивать. В Великом княжестве
Литовском он так жестко действовать еще не решался, но разные обременительные
для православных людей ограничения вводились одно за другим и там.
Но
уже в начале XV века польский король Ягайло мог себе позволить надругаться над
православными святынями. Проезжая через Перемышль в 1412 году, дабы похвалиться
перед католическим духовенством своей ревностью к вере, Ягайло велел отобрать у
православных священников кафедральный собор, выкинуть из него похороненных там
древних перемышльских князей и переосвятить храм, превратив его в костел.
Православные священники и народ горько плакали от такой беды, но сделано было
так, как сказал король.
Литовские
князья и бояре поняли, что теперь ими будут править и распоряжаться краковские
паны, после чего в литовских и русских землях началось недовольство. Витовт,
опираясь на литовских и русских бояр попытался получить литовский
великокняжеский престол, но Ягайло сделал великим князем Литовским своего брата
Скригайло.
Витовт
на время вроде бы примирился с этим. В 1386 году он совместно с другими
литовскими князьями, признавшими власть Ягайло, участвовал в войне против
Смоленска: «Узрели Смоляне в поле стяги Литовкой рати. В первом же полку был
князь великий Скригайло Ольгердович, а в другом брат его князь Корибут, а в
третьем брат их князь Семен Лугвень, а с ними же князь Витовт Кейстутович, и
вся сила с ними Литовская идяху же в борзе на поле… И по сем князи литовские
Ольгердовичи одолели, а Смоляне побиты были, а иные убежали».
Но
мирное сосуществование литовских князей длилось недолго. Вскоре Витовт снова
обратился за помощью к Ливонскому ордену, и в Литве снова вспыхнула гражданская
война.
|