СМЕРТЬ КИПРИАНА
После
1400 года политика Москвы изменилась. Кажется, что правят теперь не Киприан с
Василием, а Алексий и Дмитрий Донской.
В
1401 году Василий Дмитриевич посылает своих воевод в ордынские земли – искать
князя Семена Нижегородского, его жену, детей и бояр. Воеводы отыскали жену
Семена, княгиню Александру. Ее ограбили и привели вместе с детьми в Москву, где
держали до тех пор, пока ее муж не покорился великому князю. Через пять месяцев
бывший суздальский и нижегородский князь Семен умер.
В
этом же году владыка новгородский был позван к митрополиту Киприану в Москву
для святительских дел, но задержан там и брошен в заточение на три года.
В
то же время великокняжеские полки нежданно появляются в Двинской земле
(владениях Новгорода) и берут ее всю «на щит». Одновременно великий князь
посылает своих людей в Торжок, где они захватывают двоих бояр новгородских и
имение их, хранившееся в церкви.
Итак,
Киприан сам совершает все то, что в свое время ставил в вину Алексию. Видимо,
митрополит понял, что помочь исполнить его мечту – объединить Русь – может
только беспринципная грубая сила. Именно на эту силу он теперь и делает ставку.
Вспомним,
что в 1389 году происходит битва на Косовом поле. С 1386 года в Армении и
Грузии ведут завоевательную войну войска Тамерлана. В 1393 году турки
завоевывают Болгарское царство, родину Киприана. В 1394 – 1402 годах султан
Баязет несколько раз блокирует и осаждает Константинополь, оказавшийся теперь
островком в море азиатских и балканских турецких владений. В 1396 году страшным
поражением в Никейской битве оканчивается антитурецкий крестовый поход,
возглавленный венгерским королем Сигизмундом. Осажденная турками Византия
оказывается в зависимости от католиков.
Киприан
не мог отказаться от своей мечты о едином православном государстве, понимая,
что теперь его митрополия остается единственным оплотом православия в мире. Но
он начинает действовать методами, соответствующими суровой средневековой реальности.
И
эта жесткая политика срабатывает. Новгородцы заключают с московским князем
новый договор на его условиях. В 1402 году великий князь отпускает новгородских
бояр, захваченных в Торжке. В 1404 году был отпущен и владыка Иоанн. А около
1406 года в Новгород приезжает в качестве наместника князь Петр, брат
московского великого князя Василия.
Но
Киприан до конца жизни не переставал верить в силу слова. Под его руководством
начинает писаться первый общерусский свод. В его основу легли: тверской
великокняжеский свод, московская летопись Ивана Калиты, летопись митрополита
Петра, летописные записи Ростова и Владимира. Также в Троицкую летопись была
включена и написанная самим митрополитом «Повесть о Митяе».
Для
митрополита Киприана было важно не только мнение современников, но и потомков о
происходивших вокруг него событиях. В Троицкой летописи обнаружились
политическая позиция и литературные вкусы Киприана.
Официальная
история, какой она должна быть с точки зрения Киприана, – вот как следует
оценивать Троицкую летопись. На важнейшие события XIV – начала XV века
составитель летописи смотрит с позиций своего патрона, митрополита Киприана.
Именно поэтому полная лояльность по отношению к Василию Дмитриевичу соединяется
в своде с довольно недоброжелательным отношением к его отцу – Дмитрию
Ивановичу.
Особое
отношение у Киприана к Ольгерду. Наверное, именно таким виделся митрополиту
идеальный правитель Единой Руси, о которой он мечтал.
Похоже,
что сводчиком Троицкой летописи был не кто иной, как единственный верный друг и
последователь Кипрана тверской епископ Арсений. На это указывает то, что
летопись заканчивается в 1408 году, когда умер Арсений, а также характер его
отношений с Киприаном и Михаилом Тверским.
Интересна
подача летописцем рассказа о нашествии Едигея в 1408 году на Москву. Осадивший
Москву Едигей потребовал от тверского князя военной помощи. Помощи просил у
него и московский великий князь. Но Иван Михайлович Тверской «не хотел сего
сотворить, не хотел и изменить крестному целованию и давнему миру с великим
князем», пошел к Москве «не с многой дружиной» и не дойдя, вернулся в Тверь.
Летописец явно одобряет это «премудрое коварство»: «Ни Едигея не разгневал, ни
великому князь не погрубил. Это же створил по истине умело».
Читая
московские летописи в наши дни, мы видим историю Руси XIV – XV веков глазами
Киприана и его последователей.
16
сентября 1406 года умер митрополит Киевский и всея Руси Киприан. Уходя «в
страну, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания», как и Алексий, Киприан
не назвал кого‑либо своим преемником.
В
Троицкой летописи сохранился текст прощальной грамоты Киприана, которую он
написал за четыре дня до смерти. По завещанию митрополита эта грамота была
прочитана у его гроба. Он просил прощения у всех, кого он обидел, и сам прощал
своих врагов. Но в своей грамоте Киприан называет Василия князем всея Руси. И
на смертном одре он не изменил своей мечте: «Я всех прощаю, и прошу вас
простить меня, но… я все делал правильно». – таков был смысл его
последнего послания.
|