Тогда
правнуки старого князя Ростовского призвали Юрия и говорят:
– Давно
слыхали мы, что дед твой получил владенные грамоты от прародителя нашего на
место под монастырем, на земли и угодья, но озеро Ростовское – наше, на озеро
грамоты вы не получили. Потому запрещаем ловить вашим рыбакам!
Так
сбылось предсказание старого князя, побратима Петрова, об обидах, что будут
чинить его внуки, из‑за которых он и велел писать грамоты.
Выслушал
их Юрий, внук Петра, и отправился в Орду – искать правды. Дядья его приняли с
честью, одарили богатыми подарками и снарядили с ним ханского посла.
Приехал
ханский посол в Ростов, остановился у озера в монастыре Петра и Павла и позвал
князей на суд с внуками Петра Ордынского. Испугались князья ханского посла. А
Юрий положил перед послом все Петровы грамоты. Переглядел посол эти грамоты и
спросил князей:
– Не
ложно ли эти грамоты написаны? Ваша ли вода в Ростовском озере? Есть ли под
вашей водой земля, которую продал прародитель ваш? Можете ли вы свою воду снять
с той земли?
И
отвечали князья:
– Ей‑ей,
не ложны эти грамоты, господин! И вода тут наша, и земля под нею есть! А снять
ее с земли не можем, господин!
Тогда
приговорил ханский посол так:
– Если
снять эту воду с земли не можете, почему же своею ее называете? Создана она
Богом на службу всем людям! Если куплена земля, то и вода на ней куплена!
Так
присудил он воды озера по границам земельных владений Петрову внуку, Юрию. И
дал Юрию грамоту с золотой печатью по повелению хана, да с тем и уехал. Так и
не могли князья Ростовские никакого зла причинить Юрию. Присмирели они на
долгие годы. А Петровы внуки праздновали чудо святых апостолов, как повелось в
роду их, и поминали каждый год своих родителей раздачей большой милостыни
беднякам.
И
вырос уже правнук Петра, сын Юрия – Игнат. В его время пошел как‑то походом на
Русские земли из Орды Ахмыл. Сжег он Ярославльскую крепость и повел свои
полчища на Ростов. Ужас овладел всеми, бежали от него князья Ростовские,
побежал и владыка ростовский Прохор. Тогда Игнат настиг владыку, извлек свой
меч и говорит:
– Если
ты не пойдешь сейчас со мною навстречу Ахмылу, я сам изрублю тебя! Там наше
племя, там мои сродники!
Послушался
его владыка, вернулся в Ростов и вышел навстречу Ахмылу в ризах с крестом, со
всем клиром, с хоругвями. А Игнат вышел вперед крестного хода с горожанами,
вынес потеху ханскую – охотничьих кречетов, вынес шубы и хмельные меды, стал на
колени перед Ахмылом у самого Ростовского озера и, приветствуя его, как потомок
брата древнего хана, сказал:
– Здесь
вотчина ханская и твоя, Ахмыл! Купил эту вотчину прадед наш затем, что тут
чудеса совершались!
Смело
говорил он, а горожане и церковный люд с ужасом озирали несметное войско
Ахмылово. И спросил его Ахмыл:
– Ты
меня утехой ханской даришь, – а кто же те, что в сверкающих одеждах с
хоругвями стоят, не хотят ли они биться с нами?
Игнат
объяснил ему:
– Нет,
господин, они Бога молят за хана и за тебя, а вынесли они божницу, чтобы
благословить тебя по закону здешней веры!
У
Ахмыла как раз в то время под Ярославлем тяжело заболел сын. Он вез его при
своем войске на возу. И приказал подвезти его сюда, чтобы владыка благословил
его. Епископ Прохор освятил воду, дал испить ее больному и благословил его
крестом. И выздоровел сын Ахмыла. Увидев это чудо, сошел с коня Ахмыл, поднял
руки к небу и говорит:
– Благословен
верховный Бог, что внушил мне мысль идти к этому городу. Праведник ты, владыка
Прохор, раз молитва твоя воскресила моего сына. Благословен и ты, Игнат, за то,
что спас людей своих и этот город. Ханской ты крови, наше племя, если будет
тебе здесь от кого обида, не ленись прийти к нам в Орду!
И
дал Ахмыл сорок мер серебра владыке, да тридцать мер серебра его клиру. Взял
кречетов у Игната, поцеловал его, поклонился епископу, сел на коня и ушел назад
в Орду. Игнат проводил Ахмыла вместе с владыкою и с горожанами. Потом вернулись
в Ростов и служили молебны, прославляя Бога за чудесное избавление.
Пошли,
Господь, утешенье читающим и пишущим о делах древних наших прародителей! Дай им
здесь покой и в будущей жизни! А всему роду Петрову дай умножение и бережение!
И не оскудеет в нем радость без печали, не исчезнет его память до кончины мира.
Господу
Иисусу Христу слава, честь и поклонение ныне и во веки веков. Аминь.
|