ПРИЛОЖЕНИЕ 7
По
мнению ряда историков, данная повесть была создана в первой половине XV века на
основе летописных сведений. В отличие от более позднего «Сказания о Мамаевом
побоище», в повести верно названы все главные действующие лица и
последовательность событий. Обращает на себя внимание то, как старается
составитель повести очернить Олега Рязанского. Создается впечатление, что
рязанский великий князь был главным злодеем всех времен и народов. На его фоне
меркнет даже Мамай. Возможно, эта повесть писалась вскоре после того, как в
1427 году рязанский великий князь Иван Федорович, внук Олега Рязанского,
разорвал договор с Москвой и присягнул литовскому князю Ви‑товту. Это вызвало
бурное негодование в Москве и, естественно, вылилось на страницы летописи.
Дмитрия
Ивановича Московского благословляет на бой епископ коломенский Герасим. В
повести всячески подчеркивается набожность великого князя московского. Видимо,
князю Василию Дмитриевичу очень хотелось, чтобы все забыли о проклятье,
наложенном на его отца митрополитом Киприаном. Интересно, что победа одержана
русскими князьями при помощи небесного воинства во главе с архистратигом
Михаилом.
Если
«Сказание о Мамаевом побоище» завершается разгромом татар и прославлением
русских войск, то более ранняя «Пространная повесть» заканчивается
благополучным воцарением в Орде законного царя Тохтамыша и выражением радости
русских князей по этому поводу. Ни о каком свержении «ордынского ига» речи не
идет!
ПРОСТРАННАЯ ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О
КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ, О ПОБОИЩЕ, КОТОРОЕ БЫЛО НА ДОНУ, И О ТОМ, КАК КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ
БИЛСЯ С ОРДОЮ
Той
же осенью пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми
другими князьями ордынскими, и со всей силой татарской и половецкой, и кроме
того еще рати нанял: басурман, и армян, и фрягов, черкесов, и ясов, и бурта‑сов.
А с Мамаем вместе, в союзе с ним, и литовский князь Ягайло со всею силой
литовской и ляшской, и с ними же заодно и Олег Иванович, князь
рязанский, – с этими своими сообщниками пошел на великого князя Дмитрия
Ивановича и на брата его, Владимира Андреевича. Но человеколюбивый Бог хотел
спасти и освободить род христианский молитвами Пречистой своей матери от
рабства измаильтян, от поганого Мамая и от союзников его – нечестивого Ягайла и
льстивого и лживого Олега Рязанского, который не соблюл своего христианства.
Ожидает его ад и дьявол в день великого суда Господнего.
Окаянный
же Мамай, возгордившись и возомнив себя царем, начал собирать совет нечестивый,
призвав к себе темников своих, князей поганых. И сказал он им: «Пойдем на
русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было – христианство
искореним и церкви божие спалим, и кровь их прольем, и обычаи их уничтожим».
Нечестивый люто гневался из‑за того, что были убиты его друзья, любимцы и
князья на реке на Воже. И начал решительно и поспешно силы свои собирать и в
ярости пошел с многочисленным войском, чтобы пленить христиан. И двинулись
тогда все племена татарские.
И
начал Мамай посылать в Литву, к поганому Ягайлу, и к льстивому слуге сатаны,
сообщнику дьявола, отлученному от сына Божия, омраченному тьмою греховною и не
желающему слышать голоса разума, Олегу Рязанскому, прислужнику басурманскому,
лукавому сыну. Как сказал Христос: «От нас отошли и на нас ополчились». И
заключил старый злодей Мамай нечестивый уговор с поганой Литвой и с душегубцем
Олегом, чтобы соединиться им против благоверного князя у реки Оки на Семенов
день. Душегубец же Олег начал зло к злу присовокуплять: стал посылать к Мамаю и
к Ягайлу своего боярина единомышленника Епифана Кореева, антихристова предтечу,
призывая их прийти точно в назначенный срок и, как договорились, стать у Оки с
трехглавыми зверями – сыроядцами, чтобы кровь пролить.
Враг
и изменник Олег! Надеешься выгоду получить, а не ведаешь того, что меч Божий
острится на тебя! Как сказал пророк: «Оружие извлекли грешники и натянули лук,
чтобы во мраке застрелить праведников, и оружие их вонзится в их же сердца, и
луки их сломаются».
И
наступил месяц август, дошли из Орды известия и до христолюбивого князя, что
поднимаются на христиан измаильтянские племена. Олег же, совсем отступивший от
христианской веры из‑за союза с погаными, послал к князю Дмитрию весть
обманную: «Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на
тебя. Да будет тебе известно и то, что идет на тебя литовский Ягайло со всею
силою своею». Князь же Дмитрий, услышав в невеселое это время, что идут на него
все царства, творящие беззаконие, сказал: «Еще наша рука высока!» Пошел он в
соборную церковь матери Божьей, Богородицы и, проливая слезы, начал молиться:
«О Господи, ты – всемогущий и всесильный, крепкий в битвах, воистину ты царь
славы, сотворивший небо и землю, помилуй нас молитвами Пресвятой твоей матери,
не оставь нас в беде. Ты ведь Бог наш, а мы люди твои, простри руку свою свыше
и помилуй нас, посрами врагов наших и оружие их притупи. Велик ты, Господи, кто
может противиться тебе? Помяни, Господи, милость свою, которую ты от века
изливаешь на род христиан. О, многоименитая Дева, госпожа, царица небесных
чинов, вечная повелительница всей вселенной и кормилица всей жизни
человеческой, простри, госпожа, руки свои пречистые, которыми ты носила Бога,
воплотившегося от тебя, не отвергай христиан сих, избавь нас от сыроядцев этих
и помилуй меня!»
|