Было
же это из‑за грехов наших: ополчаются на нас иноплеменники, чтобы отступили мы
от своих неправд, от братоненави‑стничества и от сребролюбия, и от суда
неправедного, и от насилия. Но милосерд богчеловеколюбец: не до конца гневается
на нас, не вечно наказывает.
А
из страны литовской Ягайло, князь литовский, пришел со всею силою литовскою
пособлять Мамаю, татарам поганым на помощь, а христианам на пакость, но и от
них Бог избавил: не поспели к сроку совсем немного – на один день пути, а то и
меньше. А как только услыхал Ягайло Ольгердович и вся сила его, что у князя
великого с Мамаем бой был и князь великий одолел, а Мамай побежден и бежал, то
без всякого промедления литовцы с Ягайлом побежали назад стремглав, никем не
преследуемые. В то время, не видя князя великого, ни рати его, ни вооружения
его, а только слыша имя его, Литва приходила в страх и трепет. Не так, как в
нынешние времена, когда литовцы издеваются и насмехаются над нами. Но мы этот
разговор оставим и к прежнему вернемся.
Князь
же Дмитрий с братом своим Владимиром и с князьями русскими, и с воеводами, и с
остальными боярами, и со всеми уцелевшими воинами, став той ночью на поганых
обедищах, на костях татарских, утерев пот свой и отдохнув от труда своего,
великую благодарность вознес к Богу, который даровал такую победу над погаными
и избавил раба своего от лютого оружия: «Вспомнил ты, Господи, милость свою,
избавил нас, Господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая и от нечестивых
измаиль‑тян, и от беззаконных агарян, воздавая честь, как сын своей матери.
Укрепил ты стремление к подвигу, как наставлял на подвиг слугу своего Моисея, и
древнего Давида, и нового Константина, и Ярослава, родича великих князей,
пошедшего на окаянного и на проклятого братоубийцу, безрассудного зверя
Святополка. И ты, Богородица, помиловала милостию своею нас, грешных рабов
твоих, и весь род христианский, умолила бессмертного сына своего». И многие
князья русские и воеводы превеликими похвалами прославили пречистую матерь
Божию Богородицу.
И
снова христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с
иноплеменниками, и твердо сражалась, и мужественно встала, и отстояла с Божьей
помощью веру христианскую.
И
возвратился князь Дмитрий в Богом хранимый город Москву, в свою вотчину, с
победой великой, одолев в сражении, победив врагов своих. И многие воины его
возрадовались, так как захватили богатую добычу: пригнали с собою большие стада
коней, и верблюдов, и волов, а их невозможно сосчитать, принесли и доспехи, и
одежды, и много добра.
Тогда
поведали князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свою
силу и на реке разрушил мост, а тех, кто поехал домой с Донского побоища через
его вотчину, Рязанскую землю, бояре ли или слуги, велел он тех хватать и
грабить и нагими отпускать. За это князь Дмитрий хотел на Олега послать рать
свою. И тут внезапно приехали к нему бояре рязанские и рассказали, что князь
Олег бросил свою землю и сам убежал и с княгинею, и с детьми, и с боярами. И
много молили рязанцы великого князя, чтобы он на них рати не посылал, а сами
били ему челом и заключили с ним договор. Князь же послушал их, принял их
челобитье, рати на них не послал, а на Рязанское княжество посадил своих
наместников.
Тогда
же и Мамай с немногими убежал и прибежал в свою землю с небольшой дружиной. И,
видя себя разгромленным, посрамленным и поруганным, снова разгневался и
разъярился он, и, в сильной тревоге, собрал остатки своего войска, и опять
хотел пойти изгоном на Русь. И когда он это задумал, пришла к нему весть, что
идет на него царь некий с Востока, Тохтамыш, из Синей Орды. Мамай же с той
ратью, которую он приготовил на нас, пошел против него, и встретились они на
Калке, и был у них бой, и царь Тохтамыш победил Мамая и прогнал его. Мамаевы же
князья, сошедши с коней своих, били челом царю Тохтамышу, и поклялись ему по
законам своей веры, и подчинились ему, а Мамая оставили поруганным.
Мамай
же, увидев это, без промедления бежал со своими единомышленниками. Царь же
Тохтамыш послал за ними в погоню воинов своих. Мамай же, гонимый, спасаясь от
Тохтамышевых преследователей, прибежал к окрестностям города Кафы и снесся с
кафинцами по договору и по обещанной ему защите, чтобы они его укрыли у себя,
пока не отступят от него все его преследователи. И они разрешили ему. И Мамай
прибежал в Кафу со множеством богатств, золота и серебра. Кафинцы же,
сговорившись, обманули его, и был он тут ими убит. Таков был конец Мамая.
А
сам Тохтамыш пошел и захватил орду Мамаеву, и царицу его, и казну его, и улус
весь его взял, и богатство Мамаево раздал дружине своей. И тогда послов своих
отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая их о своем приходе
и о том, как он воцарился, как своего и их врага Мамая победил, а сам пошел и
сел на царство Волжское. Князья же русские послов его отпустили в Орду с честью
и с дарами многими, а сами зимой той и весною вслед за послами отправили каждый
своих киличеев со многими дарами.
|