Князь
же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего, князя Владимира
Андреевича, и всех князей русских, поехал к живоначальной Троице на поклон к
отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от
святой той обители. И упросил его преподобный игумен Сергий, чтобы прослушал он
святую литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых
мучеников Флора и Лавра. По окончании же литургии просил святой Сергий со всею
братьею великого князя, чтобы откушал хлеба в доме живона‑чальной Троицы, в
обители его. Великий же князь был в замешательстве, ибо пришли к нему вестники,
что уже приближаются поганые татары, и просил он преподобного, чтобы его
отпустил. И ответил ему преподобный старец: «Это твое промедление двойным для
тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец
носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы
плетутся». Князь же великий откушал хлеба у них, а игумен Сергий в то время
велел воду освящать с мощей святых мучеников Флора и Лавра. Князь же великий
скоро от трапезы встал, и преподобный Сергий окропил его священной водою и все
христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым – знамением
на челе.
И
сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет
тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин,
супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал:
«Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его
Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем
обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях
ратниками, не одно нападение встретили. Они же тот час послушались преподобного
старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного
нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов
золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал:
«Вот тебе мои воины, а твои избранники», – и сказал им: «Мир вам, братья
мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все
православное христианство с погаными половцами». И осенил Христовым знамением
все войско великого князя – мир и благословение.
Князь
же великий возвеселился сердцем, но никому не поведал, что сказал ему
преподобный Сергий. И пошел он к славному своему городу Москве, радуясь
благословению святого старца, словно сокровище непохищаемое получил. И,
вернувшись в Москву, пошел с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, к
преосвященному митрополиту Киприану, и поведал ему тайно все, что сказал лишь
ему старец святой Сергий, и какое благословение дал ему и всему его
православному войску. Архиепископ же повелел эти слова сохранить в тайне, не
говорить никому.
Когда
же наступил четверг 27 августа, день памяти святого отца Пимена Отшельника, в
тот день решил князь великий выйти навстречу безбожным татарам. И, взяв с собою
брата своего князя Владимира Андреевича, стал в церкви святой Богородицы пред
образом господним, сложив руки на груди, потоки слез проливая, молясь, и
сказал: «Господи боже наш, владыко великий, твердый, воистину ты – царь славы,
помилуй нас, грешных, когда унываем, к тебе единому прибегаем, нашему спасителю
и благодетелю, ибо твоею рукою созданы мы. Но знаю я, Господи, что прегрешения
мои уже покрывают голову мою, и теперь не оставь нас, грешных, не отступи от
нас. Суди, Господи, притесняющих меня и оборони от борющихся со мною; возьми,
Господи, оружие и щит и стань на помощь мне. Дай же мне, господи, победу над
моими врагами, пусть и они познают славу твою». И затем приступил к
чудотворному образу госпожи Богородицы, который Лука‑евангелист написал, и
сказал: «О чудотворная госпожа Богородица, всего создания человеческого
заступница, ибо благодаря тебе познали мы истинного Бога нашего, воплотившегося
и рожденного тобою. Не отдай же, госпожа, городов наших в разорение поганым
половцам, да не осквернят святых твоих церквей и веры христианской. Умоли, госпожа
Богородица, сына своего Христа, Бога нашего, чтобы смирил он сердца врагам
нашим, да не будет рука их над нами. Иты, госпожа наша пресвятая Богородица,
пошли нам свою помощь и нетленною своею ризою покрой нас, чтобы не страшились
мы ран, на тебя ведь надеемся, ибо твои мы рабы. Знаю же я, госпожа, если
захочешь – поможешь нам против злобных врагов, этих поганых половцев, которые
не призывают твоего имени; мы же, госпожа пречистая Богородица, на тебя
надеемся и на твою помощь. Ныне выступаем против безбожных язычников поганых
татар, умоли же ты сына своего, Бога нашего». И потом пришел к гробу блаженного
чудотворца Петра‑митрополита и, сердечно к нему припадая, сказал: «О
чудотворный святитель Петр, по милости Божьей непрестанно творишь чудеса. И
теперь настало время тебе за нас молиться общему владыке всех, царю и
милостивому спасителю. Ибо теперь на меня ополчились супостаты поганые и на
город твой Москву готовят оружие. Тебя ведь Господь показал последующим
поколениям нашим возжег тебя нам, светлую свечу, и поставил на подсвечнике
высоком светить всей земле Русской. И тебе ныне подобает о нас, грешных
молиться, чтобы не нашла на нас рука смерти и рука грешника не погубила нас. Ты
ведь страж наш твердый от вражеских нападений, ибо твоя мы паства». И, окончив
молитву, поклонился преосвященному митрополиту Киприану, архиепископ же благословил
его отпустил в поход против поганых татар; и, перекрестив ему чело, осенил его
Христовым знамением, и послал богосвященный собор свой с крестами, и со святыми
иконами, и со священной водой во Фроловские ворота, и в Никольские, и в
Константино‑Еленинские, чтобы каждый воин вышел благословенным и святою водою
окропленным.
|