Записи о своей строительной деятельности Василий внес в переписанный с дополнениями по его поручению текст Кирилло-Белозерского летописного свода, получивший название Ермолинской летописи.
Сохранилось его «Послание от друга к другу» с ответом на письмо Якуба, секретаря Литовского великого князя Казимира, просившего купить в Москве богослужебные книги. Проявил себя как зодчий внук (или правнук) Василия Иван Бобров, участвовавший в строительстве Вологодской крепости в 1536 году.
После ликвидации новгородской вольности Иван III переселил в Новгород часть сурожан — Саларевых, Таракановых и других, сохранив для них на новом месте привилегии, в том числе право землевладения.
В источниках есть упоминания о новгородских деревнях Гаврилы и Фомы Саларевых, Владимира и Никиты Таракановых, выделенных им великим князем в качестве компенсации за утраченные подмосковные села. В XVI в. в Новгороде существовали сурожские дворы.
Продолжая заниматься торговлей с Югом, новгородские сурожане ездили в Крым через Литву. Они заняли вскоре видное место в жизни Новгорода. Василий Тараканов стал купеческим старостой, возводил каменные храмы (Климента на Иворове, Федора Стратилата).
«Гость московский Дмитрий Сырков», его отец, брат и сыновья проявили себя в Новгороде как подрядчики, занимавшиеся ремонтом и сооружением храмов. Это продолжалось до опричнины. Во время разгрома Новгорода Иваном-IV в 1570 г. самые именитые из них были казнены, а многие семьи бывших московских купцов переведены вновь в Москву и лишены прежних привилегий. Вскоре пришел в упадок
Сурожский торговый ряд Новгорода, а возвращенные в столицу потомки сурожан уже не смогли достичь высокого положения своих предков.
|