Пожалуй, предполагать наличие
господского поля по материалам данного типа можно лишь в тех редких случаях,
когда наряду с запасами хлеба и зерновыми посевами есть сведения о семенах как
элементе господского имущества. Если феодал продает в числе прочего или
оставляет себе семена на посев, то это действительно может быть доказательством
существования господского поля и господской запашки (иногда, правда, в другом
владении данного землевладельца). Встречаются и иные достаточно ясные факты
конца XV в. о существовании особых господских полей.
Таким образом, более или менее уверенно говорить о
существовании господской запашки в виде особых массивов полей, вычлененных из
общей системы крестьянского общинного землепользования и землеустройства, можно
лишь в очень немногих случаях. Точно так же крайне малочисленны и случаи
«жеребьевых» запашек на феодала.
Необычайно замедленное развитие господской запашки,
обрабатываемой крестьянами в порядке полевой барщины, доказывается тем, что
только в масштабе очень больших временных периодов можно уловить какие-то
изменения, фиксирующие сколько-нибудь заметную эволюцию от стадии «жеребьевой»
пашни, очень близкой к издольщине, к стадии господской пашни, где семена и
навоз для пашни крестьяне берут из господского же хозяйства, от стадии пашни
«взгоном» в силу крайне незначительных ее размеров к солидной господской пашне,
разверстанной десятинами (или ее долями) на каждую крестьянскую выть.
В селах великой княжны Софьи
Витовтовны (1451), вполне вероятно, был господский фонд семян и существовала
десятинная пашня. По сотной грамоте 1543-1544 гг., на дворцовое с. Буйгород и
Буйгородскую волость (67 деревень и с. Палкино) «сельчане» и «деревеныцики» пашут
на каждые 6 дес. «хрестьянской пашни» 1 дес. на великого князя. Наказ сотной
грамоты: «а навоз … вози-ти на великого князя пашню своих дворов» –
дает основания предполагать, что великокняжеский «жеребей» уже выделен из
общего массива полей, хотя твердой уверенности в этом нет.
Процесс выделения господской запашки
из общего массива крестьянских полей прослеживается лишь только примерно с
середины XVI в., когда в формуляре послушных, ввозных и ряда других актов,
выдаваемых новым помещиком, появляется очень многозначительная оговорка: «И вы
б все крестьяне… пашню его пахали, где себе учинит и оброк платили, чем вас
изоброчит» (разрядка моя. – Л.М.).
Но даже по второй половине xvi в. имеются данные о господской
пашне, позволяющие думать, что и в это время далеко не повсюду господские поля
стали обособленными, все еще входя отдельными участками в крестьянские поля.
Так, в жалованной грамоте царя Ивана Васильевича Кирилло-Белозерскому монастырю
от 19 мая 1577 г. предписывается крестьянам «по вся лето монастырское дело
делати: пашня им пахати… и навоз возити… и пожни косити по прежнему».
|