В этой грамоте речь идет о местных половниках, т.е.
живущих именно в этой деревне, но, вероятно, продавших свои участки феодалу.
Если бы половники сохранили свои наделы, то они бы на них и выращивали
господскую долю хлеба, но тогда грамота не говорила бы о господских семенах,
так как в крестьянском хозяйстве они и так должны быть (здесь нет речи о
господской ссуде семенами).
Такие половники, лишившиеся своей
земли, фигурируют и в других актах. Новгородские писцовые книги конца xv в.
упоминают их в деревнях своеземцев близ г. Орешка. Видимо, о таком же
безземельном половнике идет речь в известном судном списке 1495-1499 гг.
Троице-Сергиева монастыря с крестьянами во главе со Степаном Панафидиным, где,
в частности, говорится: «На том Маткове жил Федор слободчик, а половничал на
монастырь Троицкой, и жито делил на гумне с ключники монастырскими». Здесь
половник по бывшему, или точнее, постоянному месту жительства «слободчик», т.е.
черный крестьянин, хотя живет на монастырской земле, а, следовательно, и пашет
«исполу» монастырское поле. Количество таких примеров можно увеличить.
Если Б.Д. Греков, пользуясь в
основном материалами второй половины XVI и XVII в., был склонен видеть в
половниках совершенно определенную категорию сельских жителей, что для этого
периода в целом, видимо, справедливо, то Л.В. Черепнин для эпохи XIV-XV вв.
обосновал социальную неопределенность и расплывчатость половников как категории.
Их название обусловлено лишь размером отчислений от полученного урожая в пользу
«работодателя». Это и крестьяне, потерявшие земельный надел, однако попавшие в
силу обстоятельств во временное положение половника к соседнему феодалу. Состояние
половничества по длительности могло быть самым различным – от наследственного и
пожизненного до краткосрочного, в один-три года. Некоторые вариации
половничества были сопряжены с потерей тех или иных прав и обязанностей в
общине и т.д.
Вместе с тем к половникам принадлежала,
пожалуй, наибольшая по численности группа крестьян-издольщиков, т.е. крестьян,
уплачивающих натуральный зерновой оброк, равный половине чистого урожая (т.е.
без семян). Наиболее важно, что такие половники были полноправными крестьянами.
Они имели все права и обязанности общинника и, что самое главное, владели земельным
наделом.
В документах эта категория
половников по общему положению стоит в одном ряду с третниками, т.е. с
крестьянами, платящими оброк хлебом «из третьего снопа», и, очевидно, с другими
группами крестьян. Во всяком случае, в духовной митрополита Алексея сказано: «А
все те села дано с серебром и с половники и с третники и с животиною». Такие
крестьяне-общинники, платившие зерновой оброк «исполовья», многочисленны в
Водской, Шелонской пятинах, в Шунгском погосте Заонежья и др., что выявляется
по материалам новгородских писцовых книг конца xv в.
|