В наиболее полном, пространном виде рассказ о поездке
князя Дмитрия в Троицкий монастырь и об отправке Сергием двух иноков содержится
в «Сказании о Мамаевом побоище». Более кратко об этом событии сообщает Житие
Сергия. Естественно, Житие умалчивает о посылке двух иноков, так как это было
явным нарушением церковных канонов со стороны игумена. Один из названных
историков, В. А. Кучкин, считает это обстоятельство достаточным основанием,
чтобы весьма категорично утверждать: князь Дмитрий перед Куликовской битвой не
ездил к Сергию, никаких иноков Сергий с его войском не посылал, никаких грамот
с призывом к стойкости и мужеству Дмитрий от Сергия не получал.
Но так ли безупречна цепь рассуждений исследователя?
Современные изыскания позволяют думать, что в
сохранившихся до нашего времени источниках, повествующих о событиях 1380 года,
существует определенная последовательность развития «сергиевской» темы. В
несохранившейся Троицкой летописи, ближайшей по времени к событиям, не было
сведений о деятельности Сергия в связи с Куликовской битвой (содержание
Троицкой летописи, сгоревшей в пожаре Москвы в 1812 году, предположительно
восстанавливается на основе других источников). Следующий по времени памятник —
митрополичий свод первой четверти XV века содержит сообщение о посылке Сергием
грамоты с благословением. Новые детали — приезд Дмитрия в Троицкой монастырь —
дает Житие Сергия. И наконец, «Сказание о Мамаевом побоище» представляет как бы
сумму всех этих данных, при этом обогащая повествование новыми деталями.
Эта генеалогия «сергиевской» темы в рассказах о
событиях 1380 года выглядит весьма логично. Однако она ничуть не исключает
возможности использования создателями «Сказания о Мамаевом побоище» ранних, не
дошедших до нас источников, из которых и почерпнуты были сведения о
деятельности Сергия. Классическим примером такого рода — сохранения сведений
ранних, не дошедших до нас источников в гораздо более поздних трудах — может служить
выявление значительной части первоначального, епифаниевского текста Жития
Сергия в составе Пространной редакции памятника (126, 21).
Как яркий пример «ненадежности» сведений «Сказания»
Кучкин приводит его рассказ о деятельности в Москве в 1380 году митрополита
Киприана, тогда как ряд летописей относит приезд этого иерарха в Москву лишь к
весне 1381 года. Однако и пример с Киприаном не бесспорен. Как уже отмечалось
выше, митрополит вполне мог быть в Москве летом 1380 года (110, 122–127).
Историк отрицает посылку Сергием инока Александра
Пересвета на том лишь основании, что в летописном перечне погибших он именно
так и назван — Александр Пересвет, но без добавления слова «чернец». Все это
легко объяснить: летописец — вероятно, человек церковный — счел неуместным поместить
монаха (!) среди убитых воевод. Заметим, что здесь — один из концов всего
клубка противоречий источников о Пересвете и Ослябе. Участие монахов в битве
представляло собой некую аномалию. Оно было понятно и необходимо именно в те
особые, необычные дни, предшествовавшие великой битве. Но как только забылась
сама атмосфера священной войны, присутствие монахов в войсках князя Дмитрия
стало казаться церковным книжникам нелепостью. Только произведения
фольклорного, светского характера — «Сказание» и «Задонщина» — сохранили с
разной степенью полноты сообщение о монахах-ратоборцах.
«Опровергнув» рассказ о Пересвете, Кучкин переходит к
Андрею Ослябе. Он признает, что в конце XIV века монах Андрей Ослябя
действительно существовал. Но поскольку в «Задонщине» Ослябя не назван по
имени, то, стало быть, в 1380 году он не был еще монахом. Эта странная логика в
конце концов позволяет историку сконструировать весьма произвольную
текстологическую схему, «объясняющую», как «митрополичьи бояре» Пересвет и
Ослябя превратились в троицких монахов, посланных Сергием на битву с Мамаем.
Между тем стоило бы обратить внимание хотя бы на такой
факт. Постриг в схиму Пересвета и Осляби Сергий согласно «Сказанию» совершил 18
августа. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно имя давалось
по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения
обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея
(19 августа — Андрей Стратилат, святой воин-мученик, высоко чтимый на Руси), и
Александра (12 августа — Александр Команский, епископ-мученик). Да и сами имена
инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. Александр по-гречески —
«защитник людей», Андрей — «мужественный».
Историк отмечает в «Сказании» небольшую неточность: 18
августа в 1380 году было не «день въскресный», а суббота. В этом он видит еще
одно свидетельство недостоверности самого события. Однако и тут все объясняется
достаточно просто. Дмитрий едва ли ездил в Сергиев монастырь «одним днем». Более
естественно предположить, что он прибыл к Троице именно в субботу, 18
августа, — переночевал и на другой день, отстояв обедню, отправился назад.
Путь из Москвы к Троице по извилистой лесной дороге, через овраги и гати,
занимал при самой торопливой скачке не менее 7–8 часов. Скакать по такой дороге
ночью, в темноте, было бы безумием. Да к тому же Сергию просто невозможно было
бы успеть за 2–3 часа, остающиеся при «однодневном» варианте, подготовить и
постричь иноков, отслужить обедню, посидеть с князем за трапезой, приготовить
воду с мощей Флора и Лавра и т. д.
Столь же надуманно противоречие, которое увидел Кучкин
в сообщении «Сказания» о том, что Сергий дал инокам схиму, то есть одеяние
великосхимника с нашитыми на нем крестами, а в «Задонщине» (Распространенная
редакция) Пересвет, выходя на бой, «злаченым доспехом посвечивает». Схима Пересвета
сыграла свою роль: в ней его видели рядом с князем на протяжении почти трех
недель перед битвой. Инок-воин был живым символом небесной помощи и Сергиева
благословения русским полкам. Но когда настал день битвы, опытный воин
облачился в «золоченые» доспехи, которых князь, конечно, не пожалел для него.
Впрочем, смутивший историка «золоченый доспех» Пересвета может быть и чисто
фольклорным мотивом. В кипении многотысячного войска мало кто видел, в чем
именно сражался воин-монах.
Не доверяя рассказу об иноках, Кучкин отрицает и сам
факт поездки князя Дмитрия в Троицу. Он утверждает, что это известие автор
«Сказания» заимствовал из Жития Сергия. Кроме мало что проясняющих в данном
случае ссылок на материалы и построения Б. М. Клосса, историк приводит лишь
один довод в обоснование своего взгляда: согласно Житию Сергия после битвы Дмитрий
дал игумену средства для устройства обетного Успенского монастыря на реке
Дубенке. Однако летопись сообщает, что Сергий основал по просьбе Дмитрия
монастырь «на Дубенке, на Страмыне» в 1379 году. Из этого противоречия историк
делает вывод: Житие Сергия дает ложную информацию; постройка монастыря была
следствием победы Дмитрия в битве на реке Воже 11 августа 1378 года.
Куликовская битва не повлекла за собой основание нового монастыря, так как
Сергий не имел к ее подготовке никакого отношения.
Однако и этот аргумент нельзя признать убедительным.
Никакого противоречия в источниках на самом деле нет, так как речь идет о двух
совершенно различных монастырях — Дубенском Стромынском и Дубенском «на
острову». Первый из них был основан до Куликовской битвы, второй — после, во
исполнение обета, данного князем Дмитрием. Их объединяет лишь одинаковое, весьма
распространенное название двух совершенно разных речушек — Дубенка.
Второй Дубенский монастырь — Шавыкин — был расположен
в лесной глуши и потому со временем запустел. Однако его следы сохранялись еще
в середине XIX века. Их разыскал и описал известный в свое время знаток русской
старины М. В.Толстой (100, 45–50). Факт основания Сергием Дубенского Шавыкина
монастыря подтверждают и новейшие исследования (163, 144).
|