О
СОВЕРШЕНСТВЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ
(Писано, по-видимому, в 366 г.)
В богодухновенном Писании много правил, которые
обязаны наблюдать возревновавшие о благоугождении Богу. Но я почел необходимым
сделать краткое напоминание, по указанию самого богодухновенного Писания, пока
о тех только обязанностях, о которых у вас теперь предложен вопрос. И поелику
свидетельство о каждой обязанности найти в Писании не трудно, то предоставляю
сие тем, которые упражняются в чтении Писания и сами в состоянии напоминать
даже другим следующее:
Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного
звания, и жить достойно Евангелия Христова. Христианину не должно рассеиваться
и чем-либо отвлекаться от
памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин,
став во всем выше оправданий по Закону, не должен ни клясться, ни лгать. Он не
должен хулить; не должен обижать; не должен ссориться; не должен мстить сам за
себя; не должен воздавать злом за зло; не должен гневаться. Он должен быть
долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было; а кто делает неправду, того
обличать благовременно, не с страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с
желанием исправить брата, по заповеди Господней. Об отсутствующем брате не
должен он ничего говорить с намерением очернить; это есть клевета, хотя бы
сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться от человека, который наговаривает
на брата. Не должно говорить шуточного. Не должно смеяться и терпеть
смехотворцев. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не
служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом
употреблению; почему занимающиеся работою должны, сколько можно, стараться,
чтоб работа производилась в безмолвии и чтобы самые даже добрые речи вели у них
те, кому по испытании поручено устроить слово к созиданию веры, да не будет
оскорбляем Дух Святый Божий. Никто из пришлых не должен самовольно подходить к
кому-либо из братии или разговаривать с ним, пока приставленные смотреть за
общим во всем благочинением не рассудят, угодно ли сие Богу к общей пользе.
Не должно порабощаться вину, желать вкушения мяс и
вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств или пития; потому что
подвизающийся воздерживается во всем. Данного каждому в употребление не должно
почитать собственностию или припрятывать; но с заботливостию надобно смотреть
на все сие, как на принадлежащее Владыке, и не проходить без внимания даже мимо
того, что по случаю брошено или оставлено в небрежении.
Никто не должен быть господином даже себе самому; но
каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братиям, сообразно с сим
обязан и рассуждать обо всем и делать все, впрочем, пребывая в собственном
своем чине. Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от
дел; потому что судят о каждом те, кому предоставлена на сие власть.
Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого
вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от
несомненной уверенности, в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностию.
Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но
надобно показывать во всем скромность и ко всем почтительность. Не должно с
умыслом мигать глазом или употреблять другой какой знак или движение члена,
которые оскорбляют брата или выказывают презрение.
Не должно стараться о нарядности в одежде или в обуви,
это — суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться не
дорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности: это —
злоупотребление.
Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый
должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным.
Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен
работать, а занявшийся исполнением чего-либо в славу Христову должен принуждать
себя к ревности в деле, по мере сил. Каждый должен, с одобрения настоятелей, с
разумом и убеждением так делать все, не исключая вкушения пищи и пития, как бы
делалось сие в славу Божию. Не должно от одного дела переходить к другому без
одобрения тех, кто приставлен распоряжаться сим, разве неминуемая нужда позовет
кого вдруг на помощь обессилевшему. Каждый обязан пребывать в том, к чему
приставлен, а не должен, преступая меру собственной обязанности, приниматься за
непорученное ему, разве имеющие власть распоряжаться сим признают кого
нуждающимся в его помощи. В одной рабочей не надобно никому быть из другой
рабочей. Не должно ничего делать из соперничества или по ссоре с кем-нибудь.
Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться
чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о
недостатках брата, радоваться же его преуспеянию. Не должно равнодушно смотреть
на согрешающих или умалчивать о них. Обличающий должен обличать со всяким
сердоболием, в страхе Божием, и в намерении обратить грешника. Обличаемый или
получающий выговор должен принимать сие охотно, признавая, что в исправлении
состоит собственная его польза. Когда обвиняют кого, никто другой при
обвиняемом, или и при других, не должен делать возражений обвиняющему. А если
кому обвинение кажется неосновательным, то должен повести слово с обвинителем
наедине и убедить его или сам убедиться. Каждый, сколько есть у него сил,
должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него. На согрешившего и
покаявшегося не должно помнить зла, а надобно простить ему от сердца.
Кто говорит, что покаялся в грехе, тот должен не
только сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести достойные плоды
покаяния. Кто вразумлен был касательно прежних своих грехов и сподобился
получить отпущение оных, тот, если грешит опять, уготовляет себе суд гнева
строжайший прежнего. Кто по первом и втором увещании остается в своем
прегрешении, о том надобно объявить настоятелю и тогда, получив выговор при
многих, придет, может быть, в стыд. А если и в таком случае не исправится,
надобно уже отсечь его, как соблазн, и смотреть на него, как на язычника и
мытаря, для приведения в безопасность ревностно трудящихся в прохождении
послушания, по сказанному, что при падении нечестивых приходят в страх
праведные. Но должно и плакать о нем, как о члене, отсеченном от тела.
Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе
брата; иначе ночь может разлучить обоих и оставить им неизбежное осуждение в
день суда. Не должно отлагать времени своего исправления; потому что утрешний
день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утрешнего дня.
Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от
которого бывают ночные мечтания. Не должно развлекаться непомерною работою и
преступать пределы умеренности, по сказанному Апостолом; имеюще же пищу и
одеяние, сим доволъни будем (1 Тим, 6, 8); потому что обилие сверх
потребности выказывает любостяжательность; а любостяжательность осуждается как
идолопоклонство (Кол. 3, 5). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное
собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету
во всем и быть пригвожден страхом Божиим, подобно сказавшему: пригвозди
страху Твоему плоти моя; от судеб бо Твоих убояхся (Псал. 118, 120).
Да дарует же вам Господь, со всем убеждением приняв
сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и
содействием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
|