Исторически сложилось так, что на землях, входивших в
сферу влияния галицких князей, не было самостоятельных епархий. Это ослабляло
позиции Юрия Дмитриевича и его старших сыновей. На Руси тогда существовало восемь
епархий. Две из них — Новгородское архиепископство и епископство Тверское —
держались вполне самостоятельно. Формально они подчинялись власти московского
митрополита, но по существу были от него независимыми. На церковные соборы,
созывавшиеся в Москве, они предпочитали не являться, ограничиваясь присылкой
«невольных грамот», в которых заранее соглашались с принимаемыми решениями. В
какой-то мере отношение новгородской и тверской церкви к московской копировало
отношение Твери и Новгорода к великокняжеской власти.
Наиболее влиятельным из остальных епископов был
ростовский владыка Ефрем (на епархии с 1427 г.). Ему были подведомственны
кроме Ростова Ярославль, Белоозеро, а также Устюг и Галич. Ефрем был
решительным противником галицких князей. Именно его «пограбил» Василий Косой в
1435 г.. Ефрем первым подписывал все соборные грамоты и
послания.
Коломна считалась «уделом» московского князя, а
коломенский епископ был вернейшим соратником митрополита и великого князя. Возможно, в его ведении находился и удельный Можайск Рязанский епископ Иона уже с 30-х годов XV в. был для
Василия II наиболее приемлемым кандидатом в митрополиты. Это соответствовало и
отношениям Москвы с Рязанью. В Рязанскую епархию входил и Муром.
Суздальский епископ Авраамий был доверенным лицом Василия II (позднее именно
его великий князь послал сопровождать Исидора в Италию на церковный собор).
В Пермь посылались наиболее воинствующие защитники
православия, способные добиться искоренения «поганьства». Пермские епископы,
конечно, принадлежали к числу противников галицких князей, подданные которых заражены
были языческой «прелестью». Наконец, епископ Сарский, связанный с Задоньсм и
Ордой, находился также в полной зависимости от Рязани и Москвы. Пока реальной
власти у галицких князей не было, церковь относилась к ним резко враждебно.
В 1432/33 г. в Константинополе на Русь поставили
новым митрополитом смоленского епископа Герасима. Осенью 1433 г. он
вернулся оттуда в Смоленск, а в Москву не поехал, «зане князи руския воюются и
секутся о княжении великом на Руской земли». Е.Е. Голубинский
и А.Я. Шпаков считали, что Герасим поставлен был только киевским (литовским)
митрополитом, а не «всея Руси». С этим согласиться нельзя.
Новгородские и псковские летописи единодушно говорят, что Герасим был
митрополитом «Руской земле».
В Москве в ту пору спешно «нарекли» в митрополиты
рязанского епископа Иону. По Е.Е. Голубинскому, это произошло
уже после выезда Василия II из Орды (29 июня 1432 г.), за некоторое время
до его свадьбы (8 февраля 1433 г.) или какое-то время спустя.
Иона происходил из семьи небогатого солигаличского
землевладельца Федора Одноуша. Двенадцати лет он постригся в монахи и жил на
Симонове в бытность там Варфоломея, Ивана Золотого и Игнатия Иконника. Это было
примерно во второй половине 20-х — начале 30-х годов XV в.
Строитель Варфоломей (упоминающийся в 1436 г.) известен как ревнитель
строгих нравов. Назначен он был на должность самим Василием I.
Однако константинопольский патриарх не утвердил Иону в
митрополичьем звании, ибо еще до его прибытия в Константинополь назначил в митрополиты
Герасима. После приезда в Великое княжество Литовское осенью 1433 г. Герасим
стал главой общерусской церкви. 11 апреля 1434 г. к нему на поставление в
архиепископы отправился из Новгорода Евфимий II (вернулся в Новгород 11 мая). В начале 30-х годов Герасим поддерживал претензии на великокняжеский
престол Свидригайла. Папа Евгений IV в послании от 20 октября 1434 г.
писал о готовности Свидригайла и Герасима принять церковную унию.
Однако вскоре, в конце апреля 1435 г., митрополит был схвачен по обвинению
в организации заговора против великого князя. У него обнаружили «переветные
грамоты». Митрополит готовил передачу Смоленска врагу Свидригайла Сигизмунду,
но в последний момент заговор был открыт смоленским наместником. 26 июля
Герасима сожгли в Смоленске. Митрополичий престол стал опять
вакантным.
В конце 1435 — начале 1436 г. в Константинополь
на поставление в митрополиты снова отправился Иона. Его сопровождал
великокняжеский боярин Полуект Море. Но и на этот раз Ионе не
повезло. До его приезда туда, очевидно в середине 1436 г., митрополитом в
Москву патриархия утвердила грека Исидора, видного церковного деятеля, широко
образованного человека, проявлявшего несомненный интерес к античной литературе.
Будучи по образованию и убеждениям гуманистом, Исидор любил стихи Гомера,
трагедии Софокла и речи Цицерона. 2 апреля 1437 г. Исидор
прибыл в Москву.
|