Изменилась, прежде всего, сама процедура заключения
договора. В Яжелбицком докончании февраля 1456 года фигурируют послы — полномочные
представители суверенной (в своих пределах) власти. Приехав к великому князю,
они «докончали мир» с ним. В Коростынском докончании новгородские делегаты (в
новгородской грамоте) послами уже не названы. Зато здесь указано, что они
прежде всего «добили челом своей господе, великим князем». Термин «господин,
господа» повторен и в конце документа: «господине князь великий... целуйте
крест ко. всему Великому Новгороду... Также... весь Великий Новгород целуем
крест ко своей господе, к великому князю». Впервые за долгие века
новгородско-великокняжеских отношений, «розмирий» и «докончании» Господин
Великий Новгород официально признает великого князя всея Руси своим господином.
Впервые Господин Великий Новгород официально обязуется
навсегда и безоговорочно порвать с Литвой: «Хто король или великий князь на
Литве ни буди... нам, вашей отчине Великому Новугороду, мужем вольным, не
отдатися никоторою хитростию. А быти нам от вас, от великих князей,
неотступными ни х кому. А князей нам у короля... себе на пригороды не просити,
ни при-имати из Литвы князей в Великий Новгород».
Господин Великий Новгород официально признает себя
«отчиной» великого князя всея Руси и тем самым принимает концепцию
политического единства Русской земли, как изначального и единственно законного
се состояния. Ту концепцию, которая была впервые провозглашена великим князем
осенью 1470 года в переговорах с тогдашними новгородскими послами. Ту
концепцию, которая стала доктриной единого Русского централизованного государства.
Но, как и их соседи псковичи, новгородцы — не только «отчина» великого князя,
т. е. органическая часть Русского государства, но еще и «мужи вольные»—как и
псковичи, они сохраняют свой внутренний статус, свой особый порядок управления.
«А на владычество нам, Великому Новугороду,
избирати... по своей старине. А ставитися нашему владыце в дому Пречистые... на
Москве... у митрополита... А инде нам владыки опроче московского митрополита
нигде не ставити».
Как в государственном, так и в церковно-политическом
отношении Господин Великий Новгород признает и подчеркивает свое полное
единство с Русской землей, свою неотделимость от нее. Тем самым решительно,
бесповоротно осуждаются все попытки, от кого бы они ни исходили, втянуть
новгородскую архйепископию в орбиту влияния киевского униатского митрополита. В
этом, как и в других вопросах, новгородский текст Коростынского докончания отразил
полную победу Москвы, полную победу национальных интересов Русской земли над
сепаратистскими устремлениями новгородской господы.
Тем же проникнут и московский текст договора. Его
важнейшие статьи посвящены судебному устройству Новгорода.
По старому Яжелбицкому докончанию суд на Городище на
равных правах держали представитель великого князя и представитель Новгорода.
Другие судебные вопросы не интересовали составителей договора — все и так было
хорошо известно, все шло по «старине и пошлине».
В новом докончании судебным вопросам посвящено пять
статей, ни одна из которых не имеет никаких аналогий в прежних договорах
Новгорода с князьями. Особое значение имеет принципиальная декларация: «А что
грамота докончальная в Новогороде промежь себя о суде, ино у той грамоты быти
имени и печати великих князей». Как отмечают исследователи, это означает, что
судебный устав Новгорода — Новгородская судная грамота — теперь переписывается
на имя великого князя и скрепляется его печатью. Великий князь всея Руси,
«господин» Великого Новгорода, в своей «отчине» стал верховным гарантом
правопорядка, контролирующим деятельность всех новгородских судебных инстанций.
Судебные пошлины за важнейшие уголовные преступления
делились с этого времени поровну между новгородскими властями и великим князем
— рядом с новгородским судьей теперь стоял представитель великого князя. Без
его представителя уже не мог состояться ни один суд в Новгородской земле.
Нет, не похоже Коростынское докончание ни на Яжелбицкий мир, ни на другие,
более ранние новгородско-княжеские договоры. На этот раз господа не отделались
ни легким испугом, ни тяжелой (16 тысяч рублей, вдвое больше, чем в Яжелбицах)
контрибуцией. Впервые в традиционную, из века в век повторяющуюся мелодию
новгородско-княжеских докончаний решительно и властно вторгся новый мотив,
подчиняющий себе всю мелодию. Коростынский договор подчеркнул не только полную
ликвидацию внешнеполитической независимости боярской республики. Он подчеркнул
су-дебно-административное подчинение Великого Новгорода власти государя всея
Руси. И это самое главное, самое страшное для господы постановление кладет важнейший
рубеж в политической истории вечевого города.
«Милосердовав же князь великий... повеле преста-ти
жещи (жечь. — Ю. А.) и пленити, и плен... отпусти-ти». Последняя феодальная
война на Руси окончилась. Вместе с ней окончилось время независимой политики
новгородской господы. Признав великого князя всея Руси своим «господином», а
себя его «отчиной», Великий Новгород перестал быть самостоятельным политическим
организмом, связанным с великим князем тонкой-тонкой нитью вассальных
отношений. Господин Великий Новгород отныне стал частью единого Русского
государства, пришедшего на смену старой федерации русских земель.
. По-прежнему звенел вечевой колокол, по-прежнему
городом правили посадники, по-прежнему бояре держали в своих руках политическую
власть в городе и огромные вотчины за его пределами. Но над всем этим встала
новая сила, сила и власть великого князя, государя всея Руси. Сохранение
вечевого уклада оставалось только признаком автономии Великого Новгорода,
особого порядка управления им. С самостоятельной «большой» политикой боярства,
казалось, было покончено.
Одиннадцать лет назад псковское боярство добровольно
отказалось от своей самостоятельности и признало великого князя «господином и
государем». С тех пор всю внешнюю политику Господина Пскова направлял
князь-наместник, назначаемый из Москвы и сажаемый псковичами на княжеский стол
в Троицком соборе. Бояре сохраняли в неприкосновенности свои вотчины, свою
власть на вече, свое решающее влияние на внутренние псковские дела. Старая
боярская феодальная республика сохраняла свою специфику и в составе нового
Русского государства.
|