Из этих городов для московской торговли наибольшее
значение имел Судак, или Сурож, от которого получили свое название купцы –
«гости-сурожане», а также Кафа. Русские поселения в том и другом городе
восходят к очень отдаленному времени. Так, в одном известии начала XIV в.
упоминается русская церковь. В 1318 г. папа Иоанн XI в. создал в Кафе
епископство, включавшее всю территорию до Сарая и России . Однако торговавшие с
черноморским побережьем русские купцы носят название именно сурожан, а не
какое-либо другое имя, которое мы могли бы произвести от Кафы.
С какого же времени именно Сурож, или Судак, стал
играть такую видную роль в русской торговле? Время это, кажется, можно
определить первой половиной XIV в. Так, уже в записях греческого иерарха XIV
в., в котором основательно видят митрополита Феогноста, находим имена двух
сугдайцев (т. е. сурожан). Георгий Сугдаец дал иерарху 1 кавкий (византийскую
монету), в другой записи назван Порник, сугдаец. Обе записи издатели документа
относят к 1330 г.
Причины, выдвинувшие Сурож на первое место в русской
торговле, находят объяснение в его географическом положении и политической
обстановке XIV в. Сурож с его прекрасной гаванью являлся наиболее близким пунктом
к Синопу на малоазиатском берегу. Поэтому Сурож, естественно, сделался пунктом,
куда съезжались с севера русские и золотоордынские купцы, а с юга греки и
итальянцы. Русские источники даже Азовское море иногда называли морем
Сурожским. Город находился под непосредственным управлением ханских наместников,
следовательно, русские купцы, торговавшие там, подпадали под покровительство
хана, что облегчало им трудное путешествие в пределах Золотой Орды. Положение в
корне изменилось, когда генуэзцы овладели Сурожем в 1365 г., воспользовавшись
смутами между ханами. Однако уже вскоре Мамай, стоявший во главе Золотой Орды,
попытался вернуть город. Энергичные действия Мамая увенчались частичным успехом
и захватом нескольких местечек на берегу Крыма. Сурож остался в руках
генуэзцев.
Вопрос о владении Сурожем имел немаловажное значение
для московских князей. Столкновение между Мамаем и Дмитрием Донским в немалой
степени вызвано стремлением Мамая наложить свою руку на русскую торговлю со
Средиземноморьем. Этим объясняется участие фрягов (т. е. итальянцев) в походах
Мамая и позже Тохтамыша на Москву, а также участие в походе Дмитрия на Куликово
поле 10 гостей-сурожан. После поражения Мамай побежал в Кафу, где был убит,
потому что кафинцы «…свещашася и сотвориша над ним облесть». Темные и неясные
известия летописей об отношении Мамая к фрягам становятся понятными, если мы
вспомним о договорах генуэзцев с татарскими ханами в 1380-1381 гг. В числе
других условий договоры гарантируют для купцов безопасность проезда по территории
Золотой Орды . Иными словами, генуэзцы волей или неволей должны были идти на
сделки с ханами и оказывать им поддержку. Поэтому в подготовке враждебных
действий против Москвы принимал участие и некий Некомат, сурожанин. Торговые
интересы Москвы требовали непрерывного внимания к событиям, развертывавшимся в
XIV в. на берегах Черного моря. Это нашло свое отражение в хождении митрополита
Пимена, который, раньше чем добраться до Константинополя, добивался «…вестей о
Амурате царе» и его войне с сербами. Позже мы узнаем об особых отношениях
Пимена с турками.
|