Важнейшие пути из Москвы на Запад проходили через
Волок Ламский и Смоленск. Сухопутная дорога от Волока на Ржев и Зубцов имела,
по-видимому, большее значение, чем воображаемый водный путь по небольшим
речкам, протокам Днепра и Москвы-реки. Около 1370 г. этим путем «…от Рускыя
земли западныя, от Москвы и от Твери до Смоленска», ходил архимандрит Агрефений,
насчитав 490 верст до Смоленска. Неясно только, откуда считать 490 верст до
Смоленска – от Москвы или от Твери, или дело надо понимать таким образом, что
Агрефений ходил в Смоленск из Москвы через Тверь, что также вполне допустимо.
Прямой путь из Смоленска в Москву в основном должен был совпадать с позднейшей
Смоленской дорогой, так как Вязьма считалась промежуточным пунктом. Весь путь
от Смоленска до Москвы в начале XV столетия одолевался примерно в 7 дней. Так,
митрополит Фотий выехал из Смоленска на Пасху, а приехал в Москву на той же
неделе.
Московская торговля с Западом поддерживалась в
основном при посредстве Смоленска. Особенно прочные связи с Литовским великим
княжеством устанавливаются с конца XIV в. Летопись отмечает, что в 1387 г.
«…прииде князь Василей на Москву, а с ним князи лятьския паны, и ляхи, и
литва». Речь идет о Василии Дмитриевиче, бежавшем из Орды в Подольскую землю, а
оттуда прибывшем в Москву. Конечно, торговля Литовского великого княжества с
Москвой велась и ранее, но она особенно усиливается в XV столетии. В
Китай-городе с давнего времени находилась церковь с характерным названием Воскресения
в Панех, или в Старых панех. Существование православной церкви с подобным
названием заставляет предполагать, что «паны» были православного исповедания.
Некоторые московские купцы являлись контрагентами литовских заказчиков, в их
числе находим Василия Ермолина, от которого сохранилось любопытное послание,
написанное им пану Якову, вероятно, литовскому «писарю» Якубу, приходившему в
Москву послом от литовского великого князя в 1468 г. Ермолин писал своему
заказчику, что в Москве можно найти рукописи и сделать с них хорошие копии, но
требовал прислать ему денег и бумаги. «Пришли немало,- пишет далее Ермолин,- а
лишка не дам ничего, а наряжу ти, пане, все по твоей мысли». В рассказе о
митрополите Фотии назван литовский купец, оклеветавший митрополита («…некто
гость с торгом прииде из Литвы»).
Каждый год в Москву съезжалось «…множество купцов из
Германии и Польши для покупки различных мехов, как-то: соболей, волков,
горностаев, белок и отчасти рысей». В этом известии итальянского
путешественника Москва выступает основным центром торговли мехами наряду с
Новгородом. Главным товаром, ввозимым с Запада, было сукно. Поэтому и суконный
ряд в московских торговых рядах в XVIII в. носил название Суконного Смоленского
ряда.
|