МИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Летом
1379 года в Троицком монастыре произошло «чудо» – явление Богоматери Сергию
Радонежскому. Интересно явное стремление Сергия распространить молву о явлении
Богородицы и ее обещании оберегать монастырь. Это нетипичное для Сергия
поведение (обычно он стремился либо скрывать происходящие с ним «чудеса», либо
ссылаться на их естественные причины) можно объяснить желанием защитить свой
монастырь, а также воздействовать на князя, убеждая его, что Божья правда на
стороне Сергия и его сподвижников.
С
этого чуда начался труднообъяснимый, на первый взгляд, поворот политики
московского князя. «Переубеждение» Дмитрия происходило в умело созданной
мистической атмосфере, нагнетанию которой способствовала череда неудач,
преследовавших князя.
Осенью1379
года у Дмитрия Ивановича умирает сын Семен. В этом же году, в декабре, неудачей
кончается поход Владимира Андреевича и Андрея Ольгердовича на Литву. Кроме
того, опасаясь усилившегося Мамая, Москва возобновляет выплату дани «по
старине», но Мамаю этого уже мало. Он собирает огромную наемную армию для
разгрома Московского княжества.
В
то же время духовник Дмитрия Ивановича – Митяй – уехал в Царьград. Его место
занимает Феодор Симоновский, враг Ми‑тяя, сторонник Сергия и Киприана. В
отсутствие Митяя князь попадает под влияние своего нового духовника.
Влияние
же духовников на своих подопечных в средневековой Руси было очень велико.
Своего пастыря следовало «почитать и слушаться… во всем, и каяться перед ним со
слезами, грехи свои исповедуя без стыда и без страха, а наставления его
исполнять и епитимьи соблюдать по грехам своим. Призывать же его к себе в дом
часто, да и к нему приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с
признательностью внимать, и подчиняться ему во всем, и почитать его, и бить
челом ему низко: он учитель наш и наставник… Советуйтесь с ним почаще о житии
полезном, чтоб удержаться от всяких грехов. Как мужу наставлять и любить жену
свою и детей и слуг, как жене слушаться мужа; обо всем советуйтесь с ним всякий
день. Исповедоваться же в грехах своих следует перед отцом духовным и открывать
грехи свои все, и покоряться ему во всем: ибо заботятся они о наших душах и
ответ дадут за нас в день Страшного суда; и не следует ни бранить их, ни
осуждать, ни укорять, а если же станут за кого просить, выслушать это, да
наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив…»
Таким
образом, духовник князя был поверенным во все его тайные дела и замыслы, более
того, князь спрашивал у духовника совета, как поступить в сложных случаях.
«Отнесись
с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им,
от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета
и о духовном, и обо всем греховном…
А
если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они суть слуги
и молельщики у Небесного царя, дано им от Господа дерзновение просить о полезном
и добром для душ и для тел наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной».
Новый
духовник князя Федор Симоновский был, очевидно, умным человеком и талантливым
психологом. Под его чутким руководством Дмитрия Ивановича начинает преследовать
мысль о том, что сбывается проклятье Киприана. Дмитрий начинает «замаливать
грехи» – он тратит огромные средства на церковное строительство, словно надеясь
тем умилостивить судьбу.
Но
до Куликовской битвы Дмитрий Иванович так и не примирился с митрополитом
Киприаном. На войну с Мамаем московский князь отправился, будучи проклят
митрополитом всея Руси.
|