Раб
божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он
боярином, владел большим богатством, но к концу жизни впал в бедность. Скажем и
о том, почему он обнищал: из‑за частых хождений с князем в Орду, из‑за набегов
татарских, из‑за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое
нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое
досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И
многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали. Из‑за этого
Кирилл переселился в Радонеж.
Сыновья
Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не
захотел жениться, а стремился к иноческой жизни.
Стефан
же немного лет пожил с женой, и жена его умерла. Стефан же вскоре оставил мир и
стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове. Блаженный юноша
Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место
пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.
Обошли
они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса,
где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное – это Бог
наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах
своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель
и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место
для церковки небольшой, и срубили ее.
И
освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с
братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни – во всем нужда, лишения.
Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма
преуспевая в добродетели.
В
то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в
пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в
седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в
монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той
пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей
нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них
стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два, или по три или
один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко
подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.
Среди
них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, видя,
что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что‑нибудь немного
для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал
его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую
себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба
и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного
куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда,
упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же
был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части,
чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда
в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника,
бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось,
тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о
себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у
него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а
голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.
Блаженный
же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а
не протестовал, не унывал в трудностях.
И
потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над
ним и захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым
богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.
Но
преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не
можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод,
жажду, неудобства и бедность». Они же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности
жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем». Преподобный же еще раз
спросил их: «Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и
жажду, и всякие лишения?» Они же ответили: «Да, честный отче, мы хотим и
сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном
молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого
нам, не прогоняй нас».
|