Чтобы у читателя не появилось путаницы в связи с
термином "узбеки", следует помнить, что узбеки-кочевники, жившие в
северо-восточных областях Улуса Джучи в XIV–XVI вв., и узбеки современного
Узбекистана — не одно и то же. В состав узбекского народа входят в основном
следующие этнические части: 1) старое тюркское население Маверан-нахра, которое
уже с XI в. начало отюречивать в языковом отношении жившие здесь с
глубокой древности таджикское земледельческое население, 2) отюреченное в ряде
городов ирано-язычное население, которое давно уже потеряло свой прежний
таджикский язык, 3) кочевники узбеки, переселившиеся в конце XV и начале
XVI в. в большом количестве со стороны низовьев Аму-дарьи и Сыр-дарьи на
территорию современного нам Узбекистана. Ак-ордынские узбеки
составляют только одно из слагаемых в этногенезе современного узбекского
народа. Таким образом, говоря об узбеках Ак-Орды, мы имеем в виду нечто совсем
иное и по этническому составу и по хозяйственному укладу. Выше говорилось, что
в Дешт-и-Кыпчак, в том: числе и в степях Ак-Орды, основную массу кочевого населения
составляли кыпчакские племена. Монголы не внесли коренных изменений в
этнический состав кыпчаков, напротив того — монголы сами подверглись
отюречению; вспомним судьбу двух больших монгольских племен — кунгратов и
мангытов, которые стали впоследствии называться ногаями. Когда
и как кыпчакское и частично кунгратско-мангытское население Ак-Орды получило
наименование узбеков?
Согласно статье А. А. Семенова, термин
"узбеки" существовал за определенной группой тюркско-монгольских
племен задолго до появления на золотоордынском престоле Узбек-хана (1312 —
1342). Так ли это? Просмотрим наши источники.
У Хамдаллаха Казвини (автор XIV в.) в его
историческом сочинении "Тарих-и-Гузиде" войско Узбек-хана,
действовавшее в ноябре-декабре 1335.г. в Закавказье, названо
"узбекианами". Проф. А. А. Семенов правильно
указывает, что некоторые историки термин "узбеки", что значит
"узбековец", приняли за термин "узбек", название народа.
Таким образом не вызывает спора, что
тюркско-монголь-ские воины из Дешт-и-Кыпчак названы "узбекианами" =
"узбековцами". В полном соответствии с этим и Улус Джучи у Хамдаллаха
Казвини именуется "Мамлакат-и-Узбекй", т. е. государством
Узбека. Весьма интересно, что Зейн-ад-дин, сын: Хамдаллаха
Казвини, продолжатель "Тарих-и-Гузиде", упоминает Улус Узбека не в
смысле Ак-Орды, а всего Улуса Джучи. Во всяком случае, говоря о времени
Джанибек-хана (1342 — 1357), Зейн-ад-дин именует Улус Джучи Улусом Узбека. Автор XIV в. Муин-ад-дин Натанзи ("Аноним
Искендера"), более других осведомленный в истории Ак-Орды, рассказывая о
том же времени, употребляет термин Улус Узбека также в смысле Улуса Джучи. В том же смысле "Аноним Искендера" употребляет этот
термин даже в применении к 60 — м годам XIV в. Вот фраза, из которой ясно,
что автор понимал под выражением "Улус Узбека": "Главным эмиром
(эмир ал-умара) улуса Узбекского в его время (хана Мурида, А. Я.) был Ильяс,
сын Могул-Буки". Могул-Бука, также и его сын Ильяс были
эмирами в Золотой Орде.
Ильяс был главным эмиром при сарайском хане Муриде
(Амурате), о котором говорилось подробно выше. Однако термин "узбеки"
(мн. число узбекиан) = "узбековец" (мн. "узбековцы")
просуществовал недолго. Последующие по времени персидские источники его не
удержали. Характерно, что в них встречается уже не слово "узбеки" =
"узбековец", а наименование "узбек)" (арабск.)
Здесь термин "узбек", "узбеки" применяется только лишь к
Ак-Орде, к ее тюркско-монгольскому кочевому населению. В таком же смысле этот
термин употребляет и "Аноним Искендера". Вот пример: "После
многих боев Токтамыш бежал, и большая часть войска урусов была убита руками
узбеков". Здесь говорится о периоде борьбы Тохтамышас
Едигеем в конце 90-х годов XIV в.: узбеки, о которых идет речь, явно
кочевники Ак-Орды, бывшие в войске Едигея. Шереф-ад-дин Али Иезди также
упоминает "узбеков" в указанном смысле.
Имеется ли какая-нибудь связь между терминами
"узбеки", мн. "узбекиан" = "узбековец",
"узбековцы" и "узбек", "узбеки"? По мнению А. А.
Семенова, не имеется. Первое наименование случайно и в источниках XV в. не
встречается. Термин же "узбек" (арабск.), по мнению А. А. Семенова,
родился в обстановке Ак-Орды, там бытовал и не имеет ни прямого, ни косвенного
отношения к термину "узбеки". Пока неясно, когда он возник.
Нам представляется, что эта точка зрения историческими
фактами не оправдана и не может опровергнуть гипотезы о прямой связи двух этих
наименований. Ведь на самом деле современники именовали войска Узбек-хана
"узбекианами", а все его государство "государством Узбека".
Надо только внимательно вчитаться в источники, чтобы представить, какую
огромную роль играло левое крыло в Улус-джучиевом войске. Тюркско-монгольские
кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, невидимому, и были
главной частью золотоордъгаского войска. Их-то сначала и называли "узбекианами",
"узбековцами". Постепенно термин "узбеки" сменился термином
"узбек", который и стал собирательным именем для целой группы
тюркско-монгольских племен Ак-Орды. Термин же "Улус Узбека" стал
применяться не ко всему Улусу Джучи, а лишь к его ак-ордынской части. Так
именно и было в конце XV и начале XVI в., если судить по
"Михман-намэйе Бухара" — "Книге Бухарского гостя", —
книге, составленной в начале XVI в. неким Рузбеханом Исфаханским. А. А.
Семенов привлек это сочинение к вопросу о происхождении узбеков времени
Шейбани-хана. Согласно Рузбехана Исфаханского, три народа относятся к узбекам.
Первый из них — "племена, относящиеся к Шейбанш,
т. е. Шейба-ниан = шойбановцы, второй — казахи и третий — мангыты. Все эти
три народности входили как население Ак-Орды в один общий народ, именуемый
узбеками. Из самого этого сообщения совершенно ясно, что не было такой
отдельной народности или племени, которое бы носило имя узбеков. Последнее
наименование носит чисто собирательный характер, а раз так, то оно легче всего
могло образоваться вышеуказанным путем, т. е. вышло из термина
"узбеки", "узбекиан." В начале XVI в. узбеки как народ
не представляли собой еще прочного этнического единства. Тот же Рузбехан
отмечает, что "ханы всех этих трех народов находятся между собой в
постоянной вражде и каждый [из них] посягает на другого".
Население Ак-Орды не ограничивалось однако кочевниками
узбеками. Наряду с обширными степями в Ак-Орду входила и значительная по территории
культурная земледельческая полоса: селения и города в долине Сыр-дарьи от
Сюткенда и Саурана до Янгикента и ниже, т. е. почти до впадения реки в
Аральское море. Кто же жил здесь в этих приречных районах? Ответить на этот
вопрос лучше всего при описании культурного уровня земледельческой и городской
жизни в нижнем течении Сыр-дарьи.
В настоящее время бассейн нижнего течения Сыр-дарьи от
устья Арыся, за исключением небольших оазисов вокруг городов Туркестана, Кызыл
Орды, Казалинска и Аральского моря, представляет собой почти пустынные районы,
пересеченные станциями Ташкентской и Оренбургской железных дорог и небольшими
пристанционными поселениями. Иное было в эпоху раннего средневековья. Долина
нижней Сыр-дарьи была испещрена каналами, выведенными из Сыр-дарьи, в некоторых
местах каризами. В этой долине лежали города Отрар, Ясы, Сабран (Сауран),
Сыгнак, Барчкенд или Бар-чынлыгкенд, Ашнас, Дженд, Янгикент и другие. Таковы
главные из городов этой области. Кроме городов здесь было немало мелких
селений. История этого культурного Присыр-дарьинского бассейна должна быть
разделена на два периода: 1) домонгольский, до похода Чингис-хана, и 2)
послемонгольский.
|